Литературный уголок. Владимир Данилин.
А вы любили Карлсона в детстве?
Этого рыжего оглоеда, из-за которого Малыш огребал от родителей по самое нихочу? Подлый врун, самовлюбленный эгоист и сладкоежка, не умеренный ни в чем, особенно в плохом и вредном, с легкой руки автора стал самым знаменитым национальным героем прогрессивной, урбанизированной и насквозь феминизированной капиталистической страны.. Лучшего они придумать, как видно, не смогли. Не видели в своей убогой жизни. Шведен, что с них взять?
Потребность в таком герое теперь, когда мне 50 и четверть века, как страна отказалась от социалистической идеи,я могу понять. Сидит такой Малыш в многоэтажке, один в своей комнате, у него нет друзей, не с кем поиграть и поделиться. Смотришь на облака, пока в голове дурно не станет. А тебе всего семь, энергия из ушей фонтанирует. Тут волком взвоешь: «Тля, хоть бы какая халера с неба свалилась!»..
Стоп, а чего это у здорового, смышленого и симпатичного Малыша нет друзей? В детстве этот вопрос у меня как бы возникал, но обдумать его хорошенько я не мог. Да просто не хватало сценариев в голове, потому что у меня было — вышел на улицу, во двор, и вот они — друзья, играй на здоровье! Тогда еще не было Перестройки и мы подумать не могли, что придут времена, когда выйти во двор без родителей будет опасно — украдут, продадут, собьют машиной. Вот, видимо в прогрессивной капиталистической Швеции это счастье познали задолго до развала СССР. Поэтому вот такой сюжет. Один в квартире, в многоэтажном курятнике, кукуешь на подоконнике, и вдруг..
Сваливается тебе на шею..ой, на подоконник такое чудо с пропеллером, которое творит все, что захочет, вернее то, что хочешь ты сам, но что тебе строжайше запрещено. То есть — есть конфеты, варенье, плюшки, кататься на люстре, лазить по крышам. В общем, что за фантазия только не придет в голову от безделья и изоляции. Тебе это никак нельзя, а этому (воображаемому, конечно), гамнюку можно все, потому что он нашкодит, а потом вжжжжик в окошко — только его и видели. Отвечай за все, братуха- Малыш!
Елыпалы, как же ж мне было обидно за Малыша, которому не доверяли его собственные родители из-за его же честности, и доверием которого бесконечно и совершенно бессовестно пользовался этот рыжий прохвост! «За свои поступки нужно отвечать самому, а не валить все на какого-то Карлсона!» — помните? Друзья — подставляют, родители, себе на уме — наказывают за зря — вот окружение, в котором должен расти Малыш. Нигде не найти ни чести, ни справедливости.
Что, собственно, хорошего, сделал для малыша его так называемый «друг», Карлсон? Избавил от одиночества? Да, но ценой наказаний и потери доверия у родителей. Был единственным гостем на его дне рождения? Исключительно затем, чтобы слопать в одиночку подаренный Малышу торт. Укротил домоуправительницу? Да просто нашел очередной повод пошкодить, безнаказанно поиздеваться над слабым пожилым человеком. Проделки в его же духе, без всякой далеко идущей цели. Так же как и случай с мелкими воришками на крыше. Ну попугал их немного, надел на себя простынь и полетал из угла в угол. При его то способностях — невелика доблесть. Никакой задачи вроде — «избавить город от преступности» он и не думал ставить. Ни разу ни Бэтмэн. Чхать ему на все и на всех, кроме себя.
А уж какой врун и прожектер: «Я подарю тебе сто тысяч новых люстр!», «У меня бабушка — чемпион мира по обниманию!». При этом не выполнял никогда ни одного из своих замечаний. Все его обещания давались только для того, чтобы Малыш не действовал ему на нервы, распуская нюни. Да, и взрослые так часто поступают, считая своих детей полными дебилами. А его испытания Малыша томлением?
— Карлсон, когда ты снова прилетишь?
— На днях! — ну афигенный друг, обзавидуешься!
Вот никогда не мог этого переварить — по всем канонам главный герой должен быть положительным. А тут как ни поверни — ну говно говном же! Малыш никак не может быть главным героем в силу его ведомости. Просто повествование ведется как бы с его точки зрения. То есть он — рассказчик, а не главный герой.
Что можно сказать о других героях сказки? Откровенно отрицательным героем является только Фрекебок, нанятая родителями присматривать за квартирой и Малышом. И конфликт произведения вертится вокруг отношений положительного Малыша, условно положительного Карлсона и отрицательной Фрекенбох. Малыш то видит, что она зазря родительские деньги получает. Устроилась на пыльную, не могу сказать, что работенку, развлекается в свое удовольствие — целый день жрет плюшки и смотрит себе телевизор. Воспитание Малыша в том же родительском духе — запреты и игнорирование. «Туда не лазь, пойди в свою комнату, поиграй, не мельтиши под ногами»! Это Малышу до боли знакомо, а хочется жить по-другому. Вот потому она и плохая.
Родители. Вечно отсутствующие — им, в современно капитализме, нужно много работать, а домом и Малышом, непонятно как и зачем появившемся, заниматься некогда. Даже собаку завести для них -непомерная роскошь. Кстати как вам их выходка — «подарить» на один день собаку, которой был одержим Малыш (единственный возможный в его ситуации верный друг), чтоб потом забрать? У Малыша, который уже поверил в то, что мир — не так уже плох! Попросту взяли и одолжили собаку у каких-то знакомых на денек, а потом вернули. Изощренный садизм.
Короче, во всем этом зверинце, только Малыш — единственный здоровый психически человечек, но совершенно неинтересный в силу несформированного еще характера. И только гений отечественного кинематографа мог сделать из этого унылого, но довольно точного психологического портрета современного детства что-то интересное. Мы же знаем Карлсона в основном не по книге, а по одноименному мультфильму с озвучкой Ливанова и Раневской. Саму книгу — да, мне читали, но у меня самого не возникло желания ее читать. Та еще «сказочка», как и большинство сказок других известных нам сказочников, чьи имена в мое время произносились с таинственным придыханием — братья Гримм..
Чтобы вам не утруждать себя поиском Гриммовских сюжетов, я расскажу один, который я слышал, будучи уже взрослым. Сижу в гостях, и слышу, как мама из толстенной книги этих замечательных авторов читает своему сыну сказочку (не дословно):
«Жил-был мальчик, родители его давно умерли, а сам он жил с бабушкой у трактирщика, помогая ему на кухне. Однажды он так разозлил трактирщика, что он пригрозил ему, что ночью его прибьет. Вот приходит мальчик в свою каморку, и говорит:
— Бабушка, а давай ты сегодня поспишь в моей кроватке, а я посплю в твоей.
Ну невинное такое предложение, но бабушка во внучике души не чаяла, выполняла любые его прихоти. Легли спать. Приходит ночью трактирщик, и как врежет по подушке паленом (это ж как надо довести человека, чтобы он не только в сердцах пригрозил, но и пришел исполнить свою угрозу!). Значит тресь он поленом бабке по башке, а ей — много ли надо, отдала богу душу.
Мальчик, ничуть не смутившись, поднимает крик:
— АААА! Ты убил мою любимую бабушку! Негодяй!
Обескураженный таким поворотом трактирщик теряется и решает откупиться от плохого работника — дает мальчику денег и телегу с лошадью. Лишь бы убрался по-добру по-здорову с глаз его.
Мальчик усаживает в телегу мертвую старуху и едет. У ближайшего трактира он спешивается, заказывает себе обед (деньги то теперь есть), и велит хозяину заведения отнести вон той бабке в телеге кружку пива. Скажи ей — от любимого внучика.
— Только кричи погромче, а то старуха совсем глухая стала.
Трактирщик подносит кружку бабке
— Старуха, твой внучок передает тебе пиво…
Сказал так десять раз, но та, по понятным причинам, не реагирует. С чего ему знать, что она давно уже у бога благость вкушает? Кричал-кричал, да как двинет этой кружкой по голове! Бабка брык с телеги.
— — АААА! Ты убил мою любимую бабушку! — сообразительный мальчик тут как тут. Слупил и с этого бедняги денег, и поехал дальше. И так он возил ее по трактирам туда-сюда, пока она совсем не испортилась. »
Такая вот добренькая детская сказочка, и даже переведенная на русский язык и изданная каким-нибудь «Издательством детской литературы».
В.Данилин, 2018.