Активисты рассказали почему Гульчак отказывается рекультивировать золоотвал
Ликвидация золоотвала в Невском районе – трудозатратное мероприятие, сопряженное с необходимостью пресечения распространения в воздухе химвеществ 1-2 класса экологической опасности и консервации скотомогильника. Но признавать это в администрации Алексея Гульчука не спешат, заявляя о том, что никакой большой проблемы нет, чем ставят под угрозу жизни проживающих в квартале стариков, ветеранов, детей и женщин. По мнению активистов, опрошенных нашей редакцией, это проявление отношения к своим гражданам как к расходному материалу. В беседе с Peterburg-news местные активисты и мундепы рассказали, почему администрация Гульчука не ликвидирует опасный промышленный объект.
Токсичный промышленный объект
Редакция Peterburg-news ранее уже затрагивала проблему с золоотвалом, расположенном на территории, ограниченном Дальневосточным проспектом, Зольной улицей, а также улицами Складская и Еремеева (входят в квартал СУН-16). В советский период, когда Невский район считался индустриальной зоной, эту территорию использовали для захоронения останков скота (в 40-х годах), а с конца 50-х в качестве зоны для хранения золы и шлаков с ТЭЦ-2. Позднее золооотвал был законсервирован, как высокотоксичный объект, а сам район начали застраивать жильем. Множество территорий рекультивировали перед застройкой, однако это не коснулось части земель на Дальневосточном проспекте. Сегодня зона вокруг золоотвала уже застроена коммерческой недвижимостью и жилье, в том числе социальным (для инвалидов, ветеранов, многодетных семей, соцработников, сирот и других).
Проблемой является то, что постепенная застройка района привела к расконсервации золоотвала, выгрузке зольных остатков и шлаков из грунта, и как следствие созданию угрозы жизни петербуржцев, чьи дома на данный момент находятся всего в считанных метрах от промобъекта. На зольные кучи жители смотрят из окон своих домов. В беседе с нашей редакцией общественник Александр Плахотный ранее рассказывал, что проживание рядом с отвалом и нагромождёнными зольными горами представляет реальную опасность, так как ветер разносит по округе золу и тяжелые рудные химикаты, провоцирующие астматические, туберкулезные и аллергические заболевания.
Жители последние три года требуют от главы администрации Алексея Гульчука ликвидировать отвал. Однако власти Невского района опасным объект не считают, характеризуя его как обычную свалку – горы грунта с присыпкой строительного мусора, — которую уберут, но «когда-нибудь». Когда – никто не знает.
Однако опасения жителей за свое здоровье имеют под собой основание. В соответствии с санитарным законодательством РФ, золоотвалы в законсервированном состоянии относятся к 3-4 классу экологической опасности. Консервация объекта проводится для недопущения попадания в воздух и распространения по окрестностям мелкодисперсной зольной пыли с химикатами, относящейся к 1-2 классу экологической опасности. Рекультивация золоотвалов под сельскохозяйственные и иные нужды проводится в соответствии с установленными требованиями и созданием защитных, рекреационных зон. Ситуация усугубляется и тем, что в самом теле отвала на Дальневосточном могут быть не только отходы с ТЭЦ. По неофициальным данным, из-за отсутствия строгого учета захораневаемых отходов в советские времена, там также могли закапывать химотходы с завода «Пигмент», грязный снег с реагентами, нефтепродукты и другие отходы, о чем ранее сообщали «Новая Газета» и «НТВ». В 2019 году на золоотвале работала экспертная лаборатория Росприроднадзора и забирала пробы грунтов. Экологам важно было установить состав почв и выяснить есть ли в них бензопирен. Главный эколог ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по северо-западному федеральному округу» Сергей Кондитеров в интервью «НТВ» пояснял, что бензопирен – опасный канцероген, способный вызывать клеточные мутации и онкологические заболевания.
Обстоятельства указывают на то, что правилами при застройке пренебрегли, а с последствиями приходится мириться старикам и инвалидам, детям и женщинам, которые при получении социальных квартир даже и не подозревали, с чем им придется столкнуться.
Бездействие администрации Гульчука
Peterburg-news поговорил с некоторыми активистами Невского района, чтобы выяснить их мнение относительно причин, по которым ликвидация золоотвала затягивается местной администрацией из-за чего страдают социально незащищенные слои населения.
Депутат муниципального образования «Правобережный» Светлана Дмитриева считает, что сложность не только в том, что администрация не видит проблемы в золоотвале, но и в том, процедура ликвидации слишком трудоемкая. Возникнет необходимость эвакуации населения на время работ из-за риска распространения опасных химвеществ, о чем неоднократно заявляли экологи. В виду этого золооотвал лучше вообще законсервировать.
«<…> Там зашкаливает концентрация ртути, кадмия, мышьяка, свинца. Поэтому, если его (золоотвал – прим.Ред) сейчас вывозить, всё это поднимается, так как он имеет летучесть высокую, только хуже будет для жителей», — отметила Дмитриева.
Помимо этого, считает мундеп, придется предпринять меры для работы с остатками скотомогильника. Все это требует серьезных финансовых вложений, на которые администрация Гульчука вряд ли согласится. В районе постоянно говорят об отсутствии денег. Раньше были попытки вывезти золоотвал, но по итогу ничего не вышло, рассказала собеседница издания.
«<…> Но, там ещё и скотомогильник. Там до сих пор можно найти кости животных. Да, остатки скотомогильника. А, если виртуально посмотреть наш дом, на улице Еремеева заканчивается кадастр. А там, уже другой. И этот золоотвал не попал в этот кадастр и поэтому-то его и не вывозили. Его хотели вывезти за счёт инвесторов других каких-то. И вот то, что мы видим – результат несогласованности», — считает Дмитриева.
По этой причине, считает депутат, администрации Гульчука проще игнорировать созданную угрозу для инвалидов и стариков, позиционировать ситуацию так, будто никакой опасности нет. Отношение к гражданам – как к расходному материалу.
Координатор движения «Мусора.Больше.Нет» Станислав Ельницкий в беседе с Peterburg-news обратил внимание на техническую сторону ликвидации золоотвала и также отметил трудоемкость мероприятий, которые вряд ли согласится провести администрация Невского района. По мнению Ельницкого, просто так вывезти грунтовые и зольные горы с пересечения Дальневосточного и Зольной, как это планирует администрация, не получится, так как при вывозе груз будет просыпаться. В итоге все вредные вещества поднимутся в воздух и будут разнесены по округе ветром, а людям придется ими дышать. Поэтому простой вывоз на грузовиках не подойдет.
«Нужно поставить защитный экран от ветра, при заборе необходимо опрыскивать мелкодисперсной струей. Но должна быть система сбора этой жидкости. То есть это сложное инженерное сооружение, с опрыскиванием, с фильтрацией, с защитой от ветра. Вы представляете какие это затраты? Я думаю, что при простом решении сложного вопроса, будет просто экскаватор и будет просто копать», — считает Ельницкий.
По мнению экоактивиста, в обязательном порядке нужно найти захоронение животных и законсервировать объект. Однако Ельницкий выразил сомнения, что этим в Невском районе будут заниматься чиновники.
«<…> Здесь раньше были захоронения животных. Хорошо бы его точное место определить. Но это вряд ли получится. Я бы это место биологическим путём укрывал. Большим количеством земли. Отменил строительство этой гостиницы (бизнес-центра) совсем и сохранил по максимуму существующий земляной вал. Но мне не верится, что вывоз будет осуществляться безопасным способом», — отметил активист.
Отметим, у Невского района была возможность решить проблему с золоотвалом. По сообщениям СМИ, частный инвестор предлагал провести рекультивацию проблемного земельного участка за 60 миллионов рублей. Однако в администрации Гульчука от предложенной инициативы отказались, а потом и вовсе необоснованно завысили цену до 460 миллионов рублей. Согласно опубликованным данным в открытых источниках, завышение стоимости может быть связано с личными корыстными интересами чиновников района. Однако по состоянию на январь 2021 года единственное, что заработала администрация на золоотвале – социальный конфликт. Отсутствие решения проблемы вызывает недовольство у жителей. Петербуржцы, вынужденные соседствовать с золоотвалом, не понимают, зачем им нужен такой глава района как Алексей Гульчук, который мог в угоду личных интересов поставить под угрозу их жизнь, а также детей, стариков и инвалидов.
Напомним, ранее депутат МО «Правобережный» Светлана Дмитриева рассказывала Peterburg-news, что жители хоть и борются за безопасную среду и ликвидацию золоотвала, но социальная активность низкая. По мнению мундепа, люди боятся преследований и угроз, а потому отказываются подписывать петиции и обращения.