Актуальность Достоевского 200 лет спустя: новая программа Театра наций в честь юбилея писателя

Празднование в этом году 200-летнего юбилея со дня рождения Федора Михайловича Достоевского столичный Театр Наций обещает провести в мультиформатном варианте, объединив в своем пространстве сразу несколько вариантов прочтения произведений, идей и образов русского классика. По словам Сары Токиной, руководителя специальной междисциплинарной программы «Достоевский 200» будет создана «зона чистого эксперимента» и в течение года зрителей ожидает разнообразие жанров и эстетических подходов – киноальманах, опера, сторителлинг, режиссерская лаборатория, специальная кинопрограмма и даже квиз, в которых участники попытаются ответить на вопросыБ « какие темы и сюжеты Достоевского сейчас наиболее актуальны, с какими стереотипами в восприятиии классика мы сталкиваемся, о чем и как писал бы Федор Михайлович, будь он нашим современником, кто его георои сегодня?»

Программа «Достоевский 200» стартовала в Театре Наций 3 марта с премьеры спектакля «Зимние заметки о летних впечатлениях» в постановке Елены Невежиной, основанного на едком и колком одноименном фельетоне писателя после своего первого путешествия по Европе в 1862 году.

Его текст, разложенный на занимательный диалог мужчины, в котором угадывается фигура автора, и его попутчицы в исполнении Ильи Исаева и Лизы Арзамасовой, поражает не только своим юмором, неожиданным для многих, привыкших к мрачному и прониконовенному психологизму Достоевского, но и своей пугающей актуальностью.

Постановка радует своей динамикой, нервом и легкой, ироничной подачей, которую прекрасно уловили создатели спектакля. Как и в обычной жизни, тематика и накал вагонных споров сменяются подобно чередующимся за окнами поезда локациям. Спутники, олицетворяющие по мысли режиссера Елены Невежиной еще и «вечный конфликт между мужчиной и женщиной, который является залогом интереса к друг другу», живо и казалось бы бессистемно перескакивают с внутренней ущербности, ощущаемой каждым российским путешественником по Европе перед достижениями ее цивилизации, на всеохватывающий характер царящего там полицейского режима. Столь же современно звучат слова Достоевского относительно российского высшего общества, выведенных в типажах грибоедовского «Горя от ума»: «Любят у нас Запад, любят, и в крайнем случае, как дойдет до точки все туда едут… Даже и Москва всем этим господам надоела».


В итоге, вместе с беспощадным высмеиванием западной модели буржуазного благополучия, получается очень серьезный посыл или даже предупреждение к нам нынешним, подчеркивающий вневременной масштаб личности великого русского писателя. Достоевский через сравение с Европой словно обращается к национальному характеру, указывая и на опасность впадать в ловушку уязвленного патриотизма, граничащего с ксенофобией, и на угрозу, исходящую от попытки безумного копирования европейского образа мыслей и действий. «Достоевский по-прежнему многое дает русскому уму и сердцу, преодолевает сиюминутное, что позволяет нам понять и наследовать его идеи и мысли сечас», — отметила в беседе с Peterburg News режиссер «Зимних заметок о летних впечатлениях» Елена Невежина.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...