Политическая слабость Смольного привела к срыву мусорной реформы в Петербурге
В преддверии мусорной реформы Петербург оказался без собственных перерабатывающих заводов. Эколог и глава рабочей группы «Отходы» Общественного совета Минприроды РФ Сергей Грибалев в качестве причиныотсутствия МПЗ называет «политическую слабость» Смольного. Власти города не смогли взять переговорный процесс с Ленобластью по получению площадок под заводыв свои руки.
Без МПЗ накануне реформы
Петербург подошел к старту мусорной реформы в январе 2022 года без собственных мусороперерабатывающих заводов (МПЗ). Построить их не помогла даже предоставленная федцентром трехгодовая отсрочка. В прошлые годы планы по строительству МПЗ сорвались из-за финансово-технических проблем старого регоператораГУП «МПБО-2». Новый регоператор — «Невский экологический оператор» (НЭО) — совсем недавно начал работу и только в декабре подвел итоги тендера на проведение проектно-изыскательских работ (ПИР) по строительству МПЗ на площадках, предварительно согласованных властями Петербурга и Ленобласти.Инженерные работы будут проводиться до декабря 2022 года. При этом, еще только будет решаться, пригодны ли участки под постройку или нет. Если ПИР пройдут беспроблемно, то МПЗ будут построены в последующие 2-3 года. В случае осложнений или необходимости смены площадок, строительство может затянуться на неопределенный срок. Отсутствие заводов плохо сказывается на переводе города на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Выполнить основную цель реформы – отказаться от захоронения отходов в пользу переработки, в обозримом будущем будет невозможно. Таким образом, в ближайшие годы Петербург продолжит захламлять областные полигоны миллионами тонн мусора, не выполняя экологические требования федцентра по обращению с отходами. Город не будет получать экономическую выгоду от переработки, а жители пользу от адекватно работающей системы раздельного сбора отходов.
Руководитель рабочей группы «Отходы» Общественного совета Минприроды РФ, эколог Сергей Грибалев в комментарии Peterburg News изложил свою точку зрения на причины задержки строительства МПЗ Петербургом. По мнению эксперта, дело в «политической слабости»Смольного, который не смог взять переговорный процесс по утверждению площадок под заводы в свои руки. Апоследние три года шел на поводу у властей Ленинградской области и соглашался на работу с проблемными участками.Как итог, — срыв мусорной реформы в Петербурге.
«Мусорная реформа в Санкт-Петербурге сорвана. Причина одна – политическая <…>. Поскольку на территории СПБ нельзя размещать отходы и производства по переработке и обезвреживанию отходов в соответствии с ФЗ № 89 «Об обращении с отходами», такие места должны были бытьв Ленинградской области. Я отслеживал каждое совещание властей Петербурга и Ленобласти по теме мусора. На каждом совещании городские власти буквально умоляли ЛО и губернатора Александра Дрозденко, чтобы предоставили места под размещение перерабатывающих заводов.
Площадки глава области выделял там, где самые жесткие очаги социальной напряженности. Поэтому с 1 января Санкт-Петербург входит в мусорную реформу абсолютно неподготовленным, без мощностей по переработке, ни одного такого завода регоператором не было создано», — рассказал Грибалев.
Проблема с площадками имеет место быть. НЭО, в соответствии с проведенным тендером планирует строительство нескольких МПЗ в Ленобласти. Рассматривается возможность возведения объектов на месте карьера «Дубровка» во Всеволожском районе, на карьере «Островский» в Выборгском районе и на территориикарьера «Брандовка» в Ломоносовском районе. Планы петербургского регоператора не нашли отклик у местных жителей и спровоцировали рост протестных настроений. Например, жители Оржицкого поселения выступили против строительства МПЗ в карьере «Брандовка», напомнив, что окрестности сегодня экологически чистые, а появление завода нанесет вред природе. Помимо этого, был затронут вопрос расположения в зоне предполагаемой застройки близких к поверхности грунтовых вод, которые могут быть отравлены продуктами деятельности МПЗ. Из этого района к тому же берется вода для фонтанов «Петергофа». Против строительства заводов на территориях карьеров «Брандовка», «Дубровка» и «Островский» жители Ленобласти уже выходили на митинги.
«Политическая близорукость» Смольного
Собеседник редакции считает, что губернатор Петербурга Александр Беглов продемонстрировал политическую близорукость и неспособность взять ситуацию под контроль. Он проиграл губернатору Ленобласти, умеющему пользоваться медийными инструментами для освещения работы властей региона, общественно-политическую борьбу. И в итоге сегодня Петербург вынужден принимать то, что есть, хотя возможность получить нормальные площадки для строительства заводов были. Возможно, в какой-то части их бы уже удалось построить.
«Им дали участки. Прекрасно понимая, что будут социально-экологические проблемы, они должны были тут же отказаться и проинформировать об этом журналистов, Минприроды, общественность. Они должны были собрать пресс-конференцию и сказать, что предоставленные участки не подходят и город отказывается. Это было бы грамотной политикой.
Но вместо этого они «заглотили наживку» и объявили проведение проектно-изыскательских работ, чтобы посмотреть пригодны участки или нет», — подчеркнулГрибалев.
В завершение эколог отметил, что прием в работу проблемных площадок делает открытым вопрос компетентности чиновников Смольного. Потому что они должны были предвидеть накал протестов и вероятные сложности. В целом проведение проектно-изыскательских работ на предоставленных участках откидывает город минимум на год в реализации «мусорной реформы». Не исключено, что через год после ПИР будет заявлено, что заводы на предоставленных территориях строить нельзя.
Напомним, в Петербурге перерабатывающие предприятия есть в частном секторе. Но по оценке экспертов, они работают разрозненно, в основном кустарным способом и беру в переработку не весь мусор, а только рентабельное сырье. Промышленной глубокой переработки до конечного продукта в Петербурге нет, а сама отрасль в зачаточном состоянии. При этом есть проблема организации работы властей и частного сектора в сфере обращения с отходами. Но даже при вовлечении бизнеса в процесс справиться с объемом генерируемого в Петербурге мусора (около 2,3 млн тонн ежегодно) с нынешними мощностями невозможно. Потому город остро нуждается в дополнительных мощностях.