Дальше Эрмитаж? Снос бань Екимовой стал очередной вехой разрушения облика Петербурга

Международный день охраны исторических памятников, учрежденный ЮНЕСКО для привлечения внимания к проблеме сохранения материального культурного наследия, в Петербурге «отметили»своеобразно и весьма цинично – уничтожением бань Екимовой на Малом проспекте Петроградской стороны. Их начали сносить 18 апреля, за неделю до заседания суда, где должны были обсудить сохранение зданий. По мнению собеседника PeterburgNews, координатора движения «Живой город»Дмитрия Литвинова, Петербург разрушается из-за халатности и вредительства чиновников, которые должны были защищать его облик, но вместо этого помогают недобросовестным застройщикам получать разрешения на снос исторических построек.

Надпись «Что дальше? Эрмитаж?», которую защитники бань Екимовой оставили на сломанной стене одного из корпусов, показала обеспокоенность петербуржцев судьбой памятников архитектуры, составляющих облик города.

https://t.me/sp_1703/39095

Как пояснили градозащитники, эти корпуса вообще не должны были сносить – они гораздо старше, чем указано в документах КГИОП. По документам два дома построены в 1948 году, но, по данным из архивов, их возвели в 1813 и 1826 годах. Более того, даже в КГИОП до 2012 года эти здания считались историческими, однако сейчас комитет нарушений не увидел и не признает истинного возраста зданий.

«По данным технического учета СПбГУП ГУИОН, исторические здания, построенные до 1917 года, на данной территории отсутствуют», — заявили в комитете.

Горожане подали иск с требованием указать год постройки правильно и назвать незаконным ордер ГАТИ на снос бань, но заседание должно состояться только 25 апреля. По мнению «Живого города», владеющий участком застройщик московская компания ПИК, хочет уничтожить здание как можно скорее, чтобы не пересматривать проект и границы участка.

Примечательно, что сносит бани пушкинской поры компания-подрядчик «Прайд», уже заслужившая зловещую репутацию в среде градозащитников. По их данным, она ответственна за демонтаж манежа лейб-гвардии Финляндского полка на 20 линии Васильевского острова, который начали сносить 8 апреля ради строительства очередного ЖК холдинга LEGENDA предпринимателя Василия Селиванова.

Здание манежа также «омолодили» почти на сто лет: вместо реального 1854 года постройки в документах КГИОП значится 1938 год. Апелляция по поводу законности выданного разрешения на снос была назначена на 13 апреля, и активисты «Живого города» не сомневаются, что ее результаты Селиванову бы не понравились, поэтому объект решили уничтожить.

https://t.me/save_spb/955

По мнению координатора «Живого города» Дмитрия Литвинова, застройщики, которые с помощью «ничего не замечающих» чиновников КГИОП подделывают год постройки здания с целью объявить его советским и снести без помех, рассчитывают на то, что на угрозу историческому облику Петербурга никто не обратит внимания. Он напомнил, что недобросовестные застройщики решили уничтожить ряд объектов, которые ранее предполагалось сохранить. Начали с павильона «Ленэкспо» работы Бурышкина, представлявшего собой, по мнению горожан и архитекторов, прекрасный образец «сталинского ампира». Он много значил для петербуржцев, выросших в районе Гавани, но был безжалостно снесен 5 марта.

https://t.me/Megapolisonline/72016

Литвинов обещает продолжать судиться, чтобы иметь возможность хотя бы восстановить утраченные здания, и считает тенденцию подделывать год постройки тревожной, учитывая, что сносят также яркие объекты, имеющие историческое и эстетическое значение.

«Суды будут продолжаться в любом случае, потому что мы будем доказывать все равно, что это здание историческое и необходимо восстанавливать его внешний облик. Эта тенденция, которая начинается, когда подделывается год постройки, историческое здание объявляется советским, на этом основании начинается снос, она очень тревожная. Потому что если на Малом проспекте может быть еще не самый яркий объект, то манеж Финляндского полка имел большое значение», — сказал он.

Жадность и безнаказанность

Жадным застройщикам активно «подыгрывают» эксперты, готовые объявить тот или иной дом «утратившим ценность» на основании перестройки в советское время. По мнению Литвинова, это несостоятельный аргумент, так как исторические чертежи большинства зданий сохранились и их облик можно восстановить, сделав частью новых проектов.

«Появляются разговоры о том, что вот, да, здание было изменено в советское время, облик был изменен, тоже очень опасный момент, потому что очень многие здания исторические в советское время так или иначе менялись. В некоторых случая декор менялся на сталинский неоклассический и так далее. Если мы будем подробно говорить, то можно очень многие дома в центральных районах признать утратившими облик в советское время и отдать под снос. Поэтому эта волна сносов нас очень беспокоит, и мы стараемся бороться с любыми случаями, в том числе на Малом проспекте. Корпуса этих бань Екимовых исторические, занимают небольшой процент участка, наверное, процентов десять. Есть исторические чертежи, они могли бы быть восстановлены в прежнем виде, на мой взгляд, без особого даже ущерба для проекта. Но жадность и, видимо, ощущение собственной безнаказанности, к сожалению, застройщиков подвигает ни на что не обращать внимание», — сказал он.

Довели до руин

 

Даже те объекты в Петербурге, что охраняются на федеральном уровне, периодически «теряют» декор, штукатурку, оригинальные детали интерьера, и стоят в неприглядном виде годами. Что касается памятников регионального значения, ситуация складывается еще более печальная. Дмитрий Литвинов вспомнил и об особняке Рыжкина на Лиговском, 127, где из-за обвала одной из стен 16 апреля пострадал рабочий. Как рассказал специалист, объект очень сложный и неудивительно, что произошел эксцесс при демонтаже не подлежащих восстановлению частей: здание специально доводили до такого состояния.

https://t.me/mashmoyka/9144

«Это дом-особняк Рыжкина, который предыдущие собственники гноили в течение десятилетия. Они пытались такой маневр провести: сняли здания с кадастрового учета, как будто бы его нет, а если его нет, то, по закону, не надо восстанавливать. На том месте собирались построить здоровенное здание. Это было еще в 2015 году, были пикеты, суды с ними были, удалось эту махинацию отбить. Сейчас там новые владельцы, есть у них новый проект, который предусматривает восстановление этого особняка, лицевой части. Но объект в очень тяжелом состоянии и демонтаж приводит к некоторым проблемам. Особняк очень много лет намеренно доводили до такого состояния и из-за этого сейчас проблемы при любых работах», — рассказал координатор «Живого города».

Статус охраняемого объекта не мешает чиновникам бросать здание без какого-либо ухода, оставляя его на откуп маргинальным элементам, устраивающим пожары, и мародерам, срезающим металлоконструкции. Дальше «консервации» руин (и весьма посредственной) работа по «охране памятников» зачастую не идет, что приводит к обрушениям и утратам объектов, как, например, это произошло с третьим корпусом завода «Красный треугольник».

Журналисты, активисты, архитекторы и предприниматели, желающие спасти жемчужины петербургской архитектуры, неоднократно обращали внимание на плачевное состояние Конюшенного ведомства – уникального комплекса XVIII столетия, Апраксина двора, Красного треугольника и других объектов. По мнению экспертов в сфере градостроения, архитектуры, урбанистики, они могли бы стать рентабельными с точки зрения бизнеса и украшать город, если бы в Смольном потрудились найти ресурс на восстановление зданий и адаптацию их под современное использование, или решились бы передать их надежным инвесторам, хорошо зарекомендовавшим себя в обращении с историческими объектами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...