Монополизация через банкротство. Смольный прибирает к рукам все теплоснабжение Петербурга

В городе на Неве при губернаторстве Александра Беглова складывается тенденция к глобальному переходу под тотальный контроль городских чиновников жизненно важных предприятий. Сначала через искусственно созданную процедуру банкротства был прибран к рукам «Метрострой», теперь по тому же принципу городу может отойти ЗАО «Тепломагистраль».

На прошлой неделе Арбитражный суд отказался инициировать процедуру банкротства ЗАО «Тепломагистраль» по иску от кредитора акционерного общества – Банка ВТБ. Как сообщает «Деловой Петербург»,представители истца заверили, что будут настаивать на том, чтобы эта процедура все-таки была запущена и активы предприятия были распроданы. Банк ВТБ готовится к подаче новых исков и вновь пойдет с ними по инстанциям – то есть говорит о том, что риск развала «Тепломагистрали», снабжающей теплом весь Приморский район Санкт-Петербурга все-таки есть. С учетом предыдущего опыта в подобных захватах предприятий Смольным можно опасаться того, что так и произойдет рано или поздно.

ЗАО «Теполмагистраль» была основана в 2005 году трехсторонним соглашением между правительством Санкт-Петербурга, РАО «ЕЭС России» и банком ВТБ. Последний выделил 3 млрд рублей кредита для строительства 11-километрового трубопровода от Северо-Западной ТЭЦ до Приморского района Санкт-Петербурга с последующим теплоснабжением активно застраивающейся территории. Предприятие сдало объект и приступило к своим непосредственным обязанностям – поставкам тепла, при этом Смольный тогда еще обязался закупать у «Тепломагистрали» не менее 4 тыс. гкал в год.

Однако финансовый кризис 2008 года и смена губернатора в 2011 году в итоге инициировала судебный процесс, в котором истцом выступает банк-кредитор, а ответчиком – сам поставщик услуги. На сегодняшний день можно сказать, что со всеми пересмотрами дел, кассационными и апелляционными пересмотрами дел этот процесс затянулся почти на 10 лет – периодами возникает вопрос о признании предприятия банкротом, но суд стойко все эти иски отклоняет – «Тепломагистраль» кредит небольшими объемами выплачивает, но ВТБ не устраивает рассрочка по этому кредиту, поэтому процесс каждый раз начинается заново.

Возможно, он бы давно завершился, если бы свои обязательства выполнял Смольный, обещавший закупать поставляемые «Тепломагистралью» услуги, однако по утверждению представителей поставщика тепла фактически закупает у них только 40% от 4 тыс. гкал в год. На сегодняшний день долг предприятия составляет 2,88 млрд рублей из них 1,86 млрд – это часть основной задолженности. Почему за 17 лет было погашено так мало? Как утверждают представители «Теплосети» — потому, что с изначальных 13% по кредиту процент фактически вырос до 53% годовых:

«Позиция банка, который до 2020 года за свои менее 3 млрд рублей должен получить в общей сложности более 6,4 млрд, а вместо этого, получив на сегодня в общей сложности 4,5 млрд, пытается ввести у нас совершенно необоснованную процедуру банкротства, требуя более 8 млрд рублей, нам чужда и непонятна», — заявляла ранее член совета директоров ЗАО «Тепломагистраль» Виктория Шамликашвили.

На этом фоне довольно логичными выглядят заявления Смольного о том, что город собирается приватизировать намного более крупное теплоснабжающее предприятие Санкт-Петербурга ГУП «ТЭК СПб». Чиновники делают упор на то, что процедура чисто формальная – федеральный закон предписывает устранить все государственные унитарные предприятия в стране, а депутаты ЗакСа, такие, как Борис Вишневский, при этом задают неудобные вопросы о долгах ТЭК СПб, коих на данный момент по разным сведениям от 15 до 18 млрд рублей.

То есть существует перспектива, что в обозримом будущем город, управляемый Александром Бегловым, получит неконтролируемое монопольное управление теплоснабжением Санкт-Петербурга. С неконтролируемыми же тарифами – долги предприятий придется за чей-то счет погашать.

Нужно напомнить, что при губернаторстве Александра Беглова было разорено одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга «Метрострой». В какой-то момент Смольный в одностороннем порядке разорвал несколько контрактов на проводимые предприятием работы и отказался их оплачивать, что в итоге в 2021 году привело к банкротству «Метростроя». Параллельно структуры Смольного начали создавать альтернативную структуру – «Метрострой Северной Столицы», куда в итоге правдами и неправдами переманили почти всех работников старого «Метростроя», а оборудование было взято в аренду, причем на условиях, продиктованных самими чиновниками.

Таким образом предприятие перешло под полный контроль Беглова сотоварищи, а бывшие руководители – отец и сын Александровы оказались не у дел. Против последнего еще и возбудили уголовное дело. Итог всей этой «метаморфозы» виден уже сегодня невооруженным глазом – темпы строительства подземки не просто снизились, их попросту нет. На стройках сразу после начала проведения работ «МСС» было зарегистрировано сразу несколько несчастных случаев, а эксперты в один голос утверждают, что новое предприятие не справится с поставленными задачами по строительству метрополитена Петербурга.

Похоже, что с такими темпами при нынешних тенденциях к захвату Смольным предприятий скоро такие же проблемы начнутся и в топливно-энергетическом комплексе, который даже сегодня оставляет желать лучшего – минувшей зимой трубы прорывались по несколько раз за день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...