Как МИ-6 с помощью Британского совета пытается дестабилизировать ситуацию в России?

Пока Россия зачищает Украину от нацистов, британская разведка не находит себе место. Как известно, зло не брезгует ничем, даже культурой. Этим принципом давно решили руководствоваться и в Ми- 6.

Как пишет редакция Underside, Британский Совет, офис которого был расположен в Москве, продолжает работать в лице Отдела культуры и образования Посольства Великобритании. Но под легендой добрых культурных инициатив скрывается вполне банальная, циничная вербовка агентов британского влияния, которая пытается дестабилизировать ситуацию в России и всячески распространяет русофобию.

При детальном изучении деятельности этой «неправительственной организации», какой и позиционирует себя Британский Совет, издание выяснило много интересного. Например, что Стипендия Правительства Великобритании «Chevening» и программа «UK-Russia University Alliance» являются проектами данной организации. Кроме того, сотрудники Совета, среди которых Марина Бородицкая, Екатерина Мелихова, Полина Сурнина, принимали участие в деятельности благотворительного фонда «КАФ», разоблаченного в качестве «финансовой прокладки» иностранного-офиса.

История Британского совета началась почти век назад. В 1934 году, при поддержке Форин-офиса, был основан «Комитет по отношениям Великобритании с другими странами», которая с годами и трансформировалась в Британский Совет. По официальным данным, в публичном поле Совет позиционируется как неправительственная благотворительная структура, которая в свою очередь зарегистрирована в Англии, Шотландии и Уэльсе. Но на самом деле Британский Совет является внештатным органом британского МИДа, который частично финансируется Форин-офисом. Организация согласовывает с британским ведомством свою деятельность и отчитывается перед ним за проделанную работу.

Другими словами, Форин-офис согласует проекты, назначает KPI и выделяет госбюджет. Таким образом становится очевидно, что Британский Совет – фактически и есть правительственная структура, которая действует строго по указанию своего руководства из высоких кабинетов.

В СССР свою работу Совет начинал сразу после второй мировой войны в 1945 году, но просуществовал недолго, всего два года, а потом была полоса «холодной войны». В 1967 году работа Британского Совета возобновилась, но вновь ненадолго. Она заключалась преимущественно в организации академического, научного и культурного обмена.

И снова легенда. Сотрудники Британского Совета всячески пытаются показать, что они выполняют некую гуманитарную миссию по продвижению британской культуры и английского языка в России и в мире. Но это лишь обман. Британский Совет – эффективный сильный инструмент «мягкой силы» в руках собственного Правительства.

После распада Советского Союза в 1992 году Великобритания почувствовала ослабление геополитической позиции России и воспользовалась ее «дружбой с Западом», открыв отделение Британского Совета. Организация стала официально заниматься проектами в сфере искусства, образования, английского языка и, совместно с российскими и британскими партнерами, ежегодно организовывать масштабную программу культурных и образовательных мероприятий. В ведении Британского Совета находились различные образовательные программы в сфере преподавания и изучения английского языка. В 2017 году через программы повышения квалификации прошли более 6 тысяч преподавателей английского языка, а обучающими онлайн-курсами более 2,5 млн пользователей. Филиалы организации действовали в 15 городах, в том числе Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске, Петрозаводске, Томске, Красноярске, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Отметим, что региональные отделения Посольства Великобритании в Москве открыло без какого-либо официального согласования с российским МИДом и другими государственными структурами.

В 2007-2008 годах были закрыты региональные отделения, а затем и центральное отделение Совета в Москве в 2018 году. Тем не менее, Британский совет осуществляет свою деятельность в России какОтдел культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.

В 2014 году на тот момент премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил широкой общественности, что Великобритания является сверхдержавой с точки зрения «мягкой силы».

Термин «soft power» (в переводе – «мягкая сила») ввел американский политолог Джозеф Най в 1990 году. Язык и культура страны – это и есть «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи. Британцы это очень хорошо усвоили и активно работали в данном направлении.

Но не будем забывать, что «мягкая сила», в первую очередь, сила. А сила – это влияние. Распространять британское влияние помогают выпускники правительственной стипендиальной программы «Chevening». Подписав документы о неразглашении участия в программе, стипендиаты под руководством уже знакомого нам руководителя отдела прессы, общественной дипломатии и программ Посольства Великобритании в Москве Тома Оппенгейма возвращаются в Россию и начинают работать над выстраиванием обширной сети влияния на всей территории страны. Их задача – регулярно встречаться с кураторами, обмениваться полученными данными для поддержания действующих и разработки новых антироссийских проектов.

В  2013-2014 гг. Палата лордов Великобритании в парламентскую сессию создала Комитет по «мягкой силе» и влиянию, а Британский совет подготовил отчет «Влияние и привлекательность», посвященный реализации концепции «soft power».

Фрагмент: силы, формирующие деятельность культурных связей стран
(в оригинале – The forces that shape countries’ cultural relations activity)

«Англичанка» называет 8 ключевых направлений деятельности в рамках «мягкой силы»:

  1. внешнеполитические цели;
  2. имидж (или желание произвести хорошее впечатление);
  3. история;
  4. идеология;
  5. ресурсы (которые правительство Великобритании готова задействовать);
  6. язык;
  7. культурные ценности;
  8. коммерческий сектор.

Проанализировав указанные направления, становится очевидным, что все проекты Форин-офиса – это и есть «мягкая сила», которая по сути не что иное, как вмешательство во внутренние дела другого государства по видом культурных и социальных проектов.

Действительно, термин «мягкая сила» охватывает большое количество разноплановых явлений: нет четкого ограничения деятельности в рамках этого механизма. Это, в свою очередь, затрудняет использование самой концепции в качестве инструмента внешней политики государства. Поэтому мы наблюдаем картину, когда одна страна может трактовать свои действия как проявление «мягкой силы». Британцы вовремя подметили этот момент и стали пользоваться этой правовой коллизией, говоря юридическим языком.

Британские эксперты из «фабрик мысли» (например, Chatham House) провели исследования и выявили, что государственные инициативы и проекты воспринимаются гражданами и другими правительствами с недоверием, порой даже с негативом. Зачастую это влечет за собой риски получения статуса «иностранного агента» в других государствах. Однако бизнес-проекты, образовательные и культурные проекты и мероприятия вызывают куда больший интерес у общественности и меньшее подозрение у властных структур. Именно поэтому значительная часть работы в рамках британской «мягкой силы» сознательно позиционируется как независимая от государства, хотя де-факто Правительство Великобритании и ее законодательные органы власти имеют решающий̆ голос в этом отношении.

Редакция Underside акцентирует внимание, что финансируемый правительством структуры – Британский Совет – выполняет роль «проводника» на зарубежные рынки для британского бизнеса, культурных учреждений, образовательных и социально ориентированных проектов.

Британский Совет предлагает услуги по маркетингу для национальных учебных заведений в рамках программы Services for International Education Marketing (SIEM). Программа включает ряд платных и бесплатных сервисов. Например, ежемесячные брифинги о состоянии рынков и информация о потенциальных возможностях, маркетинговые исследования о перспективах экспорта образования в разных странах, услуги по продвижению и рекламе для образовательных учреждений, прочее.

Британское управление по туризму, известное как VisitBritain, в свою очередь, продвигает туристическое программы Великобритании при помощи Британского Совета. VisitBritain сотрудничает с британскими компаниями, занятыми в соответствующей̆ отрасли, а Департамент по торговле и инвестициям оказывает поддержку британским экспортерам, а также работает над привлечением иностранных инвестиций.

Подготовка к международному экзамену IELTS и курсы изучения иностранного языка были одним из направлений деятельности Британского Совета в России. Несмотря на то, что Совет официально являлся иностранной НКО, он вел ряд коммерческих проектов. Организация курсов по английскому языку под брендом Британского Совета была воспринята как незаконная деятельность и уклонение от уплаты налогов.

Расследование коммерческой деятельности Британского Совета в России, в частности курсов английского языка при Британском совете, впервые началось в 2004 году. Тогда сотрудники МВД провели обыски в офисах этой организации. Российские правоохранительные органы обвинили Британский Совет в том, что он занимается незаконным предпринимательством и не платит налоги с коммерческой деятельности. В 2005 году Британский совет урегулировал все предъявленные государством претензии по поводу неуплаты налогов, выплатив 2,5 млн долларов и зарегистрировавшись в России в качестве налогоплательщика. Уголовное дело было официально закрыто, но в январе 2006 года расследование возобновилось, после чего региональные отделения Британского Совета были закрыты.

Программа «Chevening» – некоммерческая программа, официальным организатором которой, как мы ранее написали, является Британский Совет. Главной задачей программы является создание мировой сети агентов британского влияния. Поэтому, программа «Chevening» является ключевым направлением деятельности Британского Совета, в том числе и в России.

Редакция Underside уже рассказывала ранее о правилах программы и рассекретила более 300 чивнингов из России, назвав имена, их места работы и взаимосвязи с британскими кураторами. «Chevening» напрямую финансировался Форин-офисом и организациями-партнерами. Российским куратором программы «Chevening» является Татьяна Яковлева, руководитель научно-инновационной сети Великобритании в России.

Среди известных персон-выпускников программы «Chevening»:

  • экс-профессор МГИМО, политолог, конспиролог и оккультист Валерий Соловей;
  • начальник управления социальных предпринимательских программ в ПАО «Промсвязьбанк» и куратор проекта Минобороны Оксана Романчук;
  • управляющий партнёр направления Digital ESG в группе компаний IBS, экс-ректор РГСУ Наталья Починок;
  • попечитель Фонда Хабенского, куратор программы «Повседневная благотворительность» Илья Зибарев;
  • российский дизайнер Мария Цигаль.

Чивнинги работают в государственных структурах (Ростелеком, Моэнерго, Гос.музеи, АСИ), российских (Сбербанк, ВТБ, ПСБ, Норникель, X5 Retail Group, Уралсиб, Новатэк, Газпром, ЗАО «Биокад») и зарубежных компаниях (Chatham House, Amnesty International, PwC, Ernst&Young, Сосьете Женераль, Facebook, PepsiCo, Uber, KPMG), некоммерческих структурах (Мемориал, Московская Хельсинская Группа, Фонд «Вера», Фонд «КАФ»). Среди выпускников программы представители российских политических партий (Яблоко, Справедливая Россия, ФБК), преподаватели ведущих российских ВУЗов (МГУ, РАНХиГС, СПбГУ, НИУ ВШЭ, КФУ, УрФУ, УрГЮУ), а также журналисты российских и зарубежных изданий (Коммерсантъ, Forbes, РБК, BBC, Кавказский узел, Новая Газета, Дождь, Радио Свобода, The Bell, Meduza, Бумага, Discovery).

Кроме образовательных программ, Британский Совет организовывал в России различные культурные проекты, годы перекрестной культуры, выставки в музеях, привозил известных британских писателей, актеров, разных известных персон из сферы искусства. Казалось бы, в чем может быть подвох?

В 2016 году Британский Совет проводил мероприятия к 400-летней годовщине смерти Уильяма Шекспира. В рамках программы был организован фестиваль «Шекспир в летнюю ночь», проводилась «Шекспириаду» среди школьников, а в московском метро был запущен поезд «Шекспировские страсти» с изображениями героев произведений драматурга. На открытие фестиваля Британский Совет пригласил актера Иэна Маккеллена.

 

Помимо всего прочего, Британский Совет совместно с Фондом Thomson Reuters и интернет-изданием Bellingcat, входит в «антироссийский консорциум» под председательством Zinc Network, который занимался в том числе активизацией протестной активности внутри России. Но российский кейс – далеко не первый в копилке Британского Совета. Группировка Anonymous также упоминает и о работе Conflict, Stability and Security Fund или CSCF (в переводе – Фонд предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности), которые организовывали не без помощи Британского Совета свою деятельностью по «демократизации» в Ливане, Египте , в странах Балканского корпуса.

 

В слитых документах хакерской группировки Anonymous  Британскому Совету, «безобидной» некоммерческой организации, отводилась ключевая роль в антироссийской операции MI6.  Совет работал на дискредитацию российской власти и размытие русской идентичности. Глобальная британская операция по смене режима в России была разделена на несколько частей, каждая из которых включала свои проекты. Они прикрывались сотрудничеством с университетами, Российско-британским университетским альянсом, социальными инициативами, культурными мероприятиями. На деле же, Британская Корона просто отстаивала свои недружественные внешнеполитические интересы.

Участие в мероприятиях Иэна Маккеллена, открытого гомосексуала, помогло «поднять вопрос о проблемах ЛГБТ и работе по защите прав человека», подчеркивалось в отчете Британского Совета за 2016 год.

Поддержка сексуальных меньшинств и гендерные проекты – визитная карточка британских коллег. Именно поэтому проекты Форин-офиса, связанные с тиражированием и лоббированием прозападных ценностей и толерантности к ЛГБТ+, встречаются повсеместно. Британский Совет никак не мог обойти эту тему в своей деятельности. Так как молодежь являются самой уязвимой и восприимчивой целевой группой, то основная работа выстаивает именно вокруг нее.

Как отмечается в отчете Британского Совета за 2016 год, одной из ключевых задач организации является работа с молодым поколением. Британский Совет работал со студентами из 16 университетов, попавшими в зону конфликта на юго-востоке Украины, а также с университетом в Крыму, помогая адаптироваться к новым обстоятельствам студентам этих вузов. После официального ухода организации из России в 2018 году Британский Совет не прекратил свою деятельность – наоборот, взаимодействие британцев с российскими университетами перешло в активную фазу.

Форин-офисом была разработана Программа российско-британского университетского альянса («UK-Russia University Alliance») на 2020-2022 год. Согласно данным официального сайта программа реализуется Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве, то есть Британским Советом. Активное участие в работе программы принимает директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн.

Целью программы является привлечение лучших университетов России и предоставление возможности российским молодым ученым нового поколения расширить партнерские отношения с Великобританией и получить возможность профессионального развития.

В рамках проекта проводятся офлайн и онлайн-форумы. Британскую делегацию на этих мероприятия, как правило, возглавляют исполнительный директор Британского Совета Скотт Макдональд и директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн, а российскую – президент Российского союза ректоров и ректор МГУ Виктор Садовничий.

«За последнее десятилетие совместно российскими и британскими исследователями было опубликовано 15 тысяч академических статей с импакт-фактором втрое выше среднего в мире. Когда мы работаем вместе, мы ведем лучшие исследования», – отметил исполнительный директор Британского Совета Скотт Макдональд на форуме.

В результате российско-британского взаимодействия в январе 2022 года на II Форуме ректоров России и Великобритании был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российским союзом ректоров и Ассоциацией университетов Великобритании.

Председатель Российского союза ректоров и ректор МГУ Виктор Садовничий и директор Ассоциации университетов Великобритании Вивьен Стерн подписали Меморандум

В распоряжении редакции Underside появился полный текст Меморандума. Делимся с дорогими читателями полной версией текста.

В Меморандуме также подчеркивается неравнозначность сотрудничества. Так, например, в обращении к российским студентам делается акцент на поощрении к обучению в «другой стране», то есть в Великобритании, и содействии мобильности молодых исследователей. Отдельным пунктом прописано следующее: «для особых сфер сотрудничества финансирование может быть привлечено из иных источников и от партнерских организаций». Кроме того, этот меморандум будет действителен 3 года с возможностью продления – это стандартная британская история: в слитых копиях документов Форин-офиса все проекты рассчитаны на 2-3 года.

От российской стороны в форуме принимали участие МГУ, МГИМО, МИСиС, Московский университет геодезии и картографии, Питерский университет промышленных технологий и дизайна, Смоленский медуниверситет, УРФУ им. Ельцина и другие рейтинговые российские вузы. Великобританию представили сотрудники Кембриджа, Имперского колледжа Лондона, Манчестерского университета, Университета Рединга, Нортумбрийского университета и Ноттингемского университета.

Фактически вышеперечисленные университеты и вошли с так называемый Российско-британский университетский альянс.

Выступления в мероприятии планировали и анонсировали, в том числе, губернаторы – Игорь Кобзев (Иркутская область) и Айсен Николаев (Якутия). Редакция Underside передает привет губернаторам и обращает их внимание, что своим участием они поддержали британский проект.

Полное расследование издания можно почитать здесь. Если вы против британской гегемонии и The British Commonwealth, присылайте материалы о людях и организациях, которые работают на Форин-офис Великобритании. Контакты указаны здесь ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...