Планы Смольного о превращении Большого порта Санкт-Петербург в жилой комплекс могут нанести невосполнимые потери экономике города
В Санкт-Петербурге планируется построить очередную жилую зону на месте бывшей промзоны – под прицел девелоперов попал Большой порт Санкт-Петербург, который власти города собираются им отдать. В подобной застройке нет экономической целесообразности, кроме возможных коррупционных схем заинтересованных лиц.
Футуристический и амбициозный проект рекультивации Большого порта Санкт-Петербург и территорий предприятий, расположенных в непосредственной близости к нему, обрел очертания после того, как губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов попросил правительство РФ снизить арендную плату для стивидоров, базирующихся в порту. По мнению экспертов, выгода властей города очевидна — на фоне падающего с начала марта грузопотока и сокращающейся выручки тех самых стивидоров произойдет и сокращение финансирования обслуживания инфраструктуры. Таким образом портовые сооружения довольно быстро придут в некондиционный вид, что позволит Смольному забрать порт с федерального баланса на региональный и делать там все, что посчитают нужным городские власти.
Идею о переносе порта высказывали в 2021 году акционеры «Трансмашхолдинга» с прицелом на то, что мощности будут перенесены в Усть-Лугу, позже в Смольном прозвучал альтернативный вариант – переехать не загруженный порт «Бронка», который находится в черте города, а не в соседней Ленинградской области. Таким образом власти Петербурга могли бы сохранить налоговые поступления от стивидоров в бюджете и одновременно освободить 600 Га в центре города под элитную застройку, которую и предлагал сделать «Трансмашхолдинг». Единственная проблема была в том, что порт находится во владении ФГУП «Росморпорт», а не Смольного.
Авторы проекта жилого комплекса приводили в качестве доводов примеры «превращения» портов в жилые комплексы в таких городах, как Роттердам, Гамбург, Йокогама и Лондон, однако не особо рассказывают о том, что например в Роттердаме порт был разрушен во время Второй Мировой войны, а уже после нее было принято решение о жилищном строительстве, примерно та же история произошла и в Йокогаме с тем отличием, что по больше части порты в этом японском городе после войны все-таки по большей части были восстановлены. Лондонский же Доклендс обрадовался из-за того, что порт экономически стал не очень выгоден к 60-м годам прошлого столетия и из-за расположения, и из-за той же войны, принесшей множество разрушений – его попросту вытеснили более «молодые» доки и порты.
Большой порт Санкт-Петербург до сих пор являлся одним из самых крупных и доходных портов Северо-Запада (за прошлый год только первая десятка стивидоров базирующихся там заработали больше 45 млрд рублей) и без чьей-то «помощи» разоряться вроде как не планировал. Хотя именно под предлогом «помощи стивидорам» 11 июля Александр Беглов обратился в правительство РФ с инициативой о снижении арендной платы. Причем в отличие от перечисленных выше примеров, петербургский порт собираются привести в негодность именно искусственно, не в следствие внешних факторов.
Между тем реновация промышленных зон – это процесс не такой простой, как кажется на стадии проекта. Помимо дорогостоящего переноса портовой инфраструктуры есть подводные камни в виде экологии – вредные производства приводят к загрязнению почвы, рекультивация которых займет очень много времени и средств. Тут придется проводить обеззараживание земель, проводить перенос коммуникаций и другие меры по обеспечению экологической и промышленной безопасности. Возможно именно поэтому экологи, которые как-то связаны со Смольным и его структурами отказались напрямую комментировать возможную рекультивацию Большого порта Санкт-Петербург, в зону притяжения которого входят такие предприятия, как Балтийский завод, «Северная верфь» и «Кировский завод».