Два дворца одного Бельского: как петербургский парламент стал самым лояльным Смольному
Год назад в Петербурге сформировалось новое Законодательное собрание, место спикера в котором занял покинувший Смольный ради депутатского кресла «политический» вице-губернатор Александр Бельский, сменивший, наконец, старожила петербургского парламента Вячеслава Макарова, конфликтовавшего с губернатором Александром Бегловым.
Несмотря на «благожелательный» имидж нового спикера, восхождение Бельского на трибуну никак нельзя назвать спокойным и демократичным – скандалы, махинации и фальсификации кампании 2021 года заставили говорить о ней, как о самой грязной в истории города, а сформированный в результате парламент стал до такой степени лояльным к Смольному, что многие стали сомневаться в необходимости его существования.
Выборы в ЗакС в 2021 году отметились беспрецедентным количеством нарушений еще на этапе агитации, а некоторые довольно забавные курьезы – например, «трио» Борисов Вишневских, зарегистрированных в одном округе, с гарантией войдут в историю политтехнологий. Но в день голосования соперникам кандидатов Смольного было не до улыбок: практически по всему городу на участках происходили фальсификации подсчета, попытки вбросов бюллетеней, с кандидатами не от Смольного были грубы, случались и эпизоды обыкновенного физического насилия.
Не смешно было и председателю ЦИК РФ Элле Памфиловой, которая назвала происходящее на выборах «позором Петербурга», высказавшись о необходимости судить причастных к этим скандалам. Но Александр Бельский, «организовавший» выборы самого себя с помощью старинной коллеги Беглова из Курортного района – председателя Горизбиркома Натальи Чечиной, прокомментировал обвинения во вмешательстве лукавым заявлением о том, что ему одному было бы «не под силу» перевернуть все, согласовав под свои задачи работу 23 тысяч человек, и эта структура «управляется из другого места».
Удалив из аппарата Законодательного собрания назначенных предшественником – Вячеславом Макаровым, людей, Бельский начал формировать образ демократичного и открытого человека, проникнутого «парламентским духом», играя на контрасте с «полковником» Макаровым, которого многие не любили и критиковали за самодурство. Например, сразу сообщил всем, что галстук и «деловой стиль» отныне необязательны, а журналистам снова можно проходить в зал. Но наученные горьким опытом представители городской прессы не стали обольщаться — после первого же заседания, где депутаты подозрительно единодушно соглашались со всеми предложениями спикера, было несложно убедиться, что демократия в новом созыве – только фикция.
В то время, пока Александр Беглов радовался весьма продуктивно для себя проведенным выборам в парламент, называя получившийся ЗакС «самым демократичным», несмотря на беспрецедентное количество нарушений, политические эксперты предупреждали: такое единодушие законодательной и исполнительной власти может обернуться потерями для города и горожан – депутаты, как представители своих избирателей, могут и обязаны защищать их интересы даже вразрез с решениями правительства.
Как показали дальнейшие события, опасения не были напрасны: ни одна инициатива, исходящая из Смольного, не была отвергнута послушным парламентом – тщательно подобранное Бельским «большинство» из «Единой России» обеспечивало ее прохождение, даже если представители других фракций осмеливались быть против. Обозреватели «ФедералСити» в октябре 2021 года заметили, как много «вдруг» в ЗакС оказалось людей, связанных со строительным бизнесом, заподозрив намерения чиновников Смольного отстаивать интересы крупных застройщиков за «вознаграждение» с помощью «ручного» парламента.
В июне, когда депутатский корпус в ускоренном режиме проголосовал за предложенный Смольным закон «О комплексном развитии территорий», дающие девелоперам почти неограниченные возможности с минимальными обязательствами по отношению к жителям реновируемых территорий, работа парламента и Смольного на благо строительного лобби стала предметом обсуждения всего Петербурга и это вызвало возмущение, вплоть до обвинений депутатов и чиновников в мошенничестве. Слишком многих затрагивал «рамочный» законопроект, дозволяющий сносить панельные пятиэтажки-хрущевки без учета их физического износа, предлагая взамен квартиры «в черте города».
Неравнодушные петербуржцы, не пожелавшие расставаться с собственностью без гарантий улучшения жилищных условий, подняли такую высокую «волну», что Беглов был вынужден предложить остановить скандальный закон о КРТ до 2024 года. Но с учетом, что строительное лобби никуда не делось и прекрасно себя чувствует, петербуржцам рано праздновать полную победу.