Горская, Лисий Нос – петербургские топонимы с богатым прошлым и неясным будущим
Станции Горская больше сотни лет, однако прилегающая местность имеет более древнюю историю.
Поезда на платформу Горская прибывают с 1894 года. Старинную станцию также можно обнаружить на фото открытках начала ХХ века. Особое значение Горская, Лисий Нос и другие населенные пункты на побережье залива имели в годы Великой Отечественной войны. Здесь проходила Малая дорога жизни, которая спасла не один десяток людей и сыграла важную роль в снятии блокады Ленинграда и Великой Победе в целом. Однако на сегодня время здесь будто застыло, инвесторы не могут подступиться к Горской с проектами развития.
Кандидат исторических наук Андрей Румянцев рассказал об истории Горской и Лисьего Носа. По словам ученого, первые поселенцы появились здесь в XVII—XVIII веках. Местность именовалась просто – Гора, а по-фински Равомяки (лисья гора). Примечательно, что до 1896 года Лисьим Носом называли нынешнюю станцию Горская, а где сегодня расположена станция Лисий Нос, до начала ХХ века была Раздельной.
Жизнь здесь не отличалась насыщенностью. Однако в конце прошлого столетия рядом провели линию Приморской железной дороги, после чего Горская стала стремительно развиваться. В ней появился дачный поселок, центром которой стала железнодорожная платформа с деревянным одноэтажным вокзалом. Строение сохранилось до наших дней, но уже не используется.
В годы ВОВ через поселки проходила так называемая Малая дорога жизни. Грузы для фронта по железной дороге доставляли в Лисий Нос, а оттуда до причала в Горской. Зимой по льду автоколонны везли их в Кронштадт, Ораниенбаум и к островам Гогланд, Сескар, Лавенсаари. По этой же дороге осуществлялся переброс войск, которые нанесли решающий удар по неприятельским силам в январе 1944 года.
Однако после снятия осады жизнь в Горской и Лисьем Носу снова вошла в размеренное русло. Дорогу разобрали, от нее осталась только часть грунтовки. Ветшают дореволюционные деревянные дачи, в Лисьем Носу стоит в запустении театр «Чайка». В ДОСААФ планируют реконструировать действующий аэродром Горская – один из старейших в городе. А рядом девелоперы строят таунхаусы, в надежде придать местности импульс развития.
Недавно у Горской появилась возможность стать центром притяжения всего региона. Представители ООО «Мегалайн» заявили, что компания готова вложить 60 млрд рублей в ревитализацию бывшей строительной площадки КЗС Горская. Объект появился в 80-х годах на берегу Финского залива, и по сути является намывной территорией. Сейчас промзона заброшена и завалена мусором, включая отработанные покрышки. Однако, по заверениям инвестора, территорию можно превратить в настоящий рай для IT-специалистов и туристов.
Концепцию предложили в Смольном, а в прошлом году на ее реализацию было подписано соглашение с инвестором. Компания честно выполнила взятые на себя обязательства – подготовила документы, провела изыскания, а также на конкурсной основе отобрала лучший проект. Проектировщики «Горской гавани» предусмотрели все необходимое для работы и отдыха горожан. В Горской должны были построить петербургское Сколково – IT-деревню, а также крупный логистический комплекс со складами формата light industrial. Рядом предполагалось организовать зону для туристов, общественные пространства, включая благоустроенную набережную, а также Музей стихий.
Проект обещал принести городу миллиардные налоговые поступления, а также дать рабочие места для тысяч квалифицированных специалистов. В условиях текущей экономической ситуации ревитализация Горской могла бы стать мощной мерой поддержки отечественной IT-отрасли и промышленности. Однако проект высокой степени готовности оказался «за бортом», после того, как город представил нового инвестора, имеющего планы на Горскую. Подробностей пока нет, известно только, что будущие объекты будут носить развлекательный характер. Так, речь идет о перебазировании в Горскую яхт-клуба из Лахты. Кроме того заявлены торговые центры, конная школа и другое.
Рентабельность увеселительной инфраструктуры для клиентов с доходами выше среднего вызвала сомнения у экспертов. Так, урбанисты и архитекторы отмечают падение спроса на ТРЦ, за время локдаунов и после ухода зарубежных брендов они понесли серьезные убытки. А вот проблема удержания квалифицированных кадров в городе и стране все еще стоит остро. В Петербурге ее, похоже, решать не намерены.