Уничтожать дома под инвестпроекты. Чем снятие с охраны 200 зданий грозит исторической застройке Петербурга

Около 200 зданий XIX-середины XX веков постройки могут быть уничтожены в ближайшее время «благодаря»законопроекту о выводе их из-под охраны, который внес на рассмотрение в Законодательное собрание губернатор Петербурга Александр Беглов. Документ планируют рассмотреть 7 февраля во вторник, и мало у кого есть сомнения в том, что он будет принят.

Градозащитник и координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов рассказал «Петербург Ньюс» о домах, которым угрожает снос по губернаторскому решению, и рассказал, чем вольное обращение с городским законом «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия» (820-й закон Петербурга) может обернуться для других петербургских домов, расположенных на привлекательных для застройщиков участках исторического центра.

Больше всего [в списке – прим.ред] домов Нарвской заставы — сталинские, по подсчетам активистов, их, по-моему, 160 в списке. Как раз в 2023 году они ранее снимались с охраны под предлогом старой программы реновации, ее хотят продлевать, в результате снова вынесли законопроект, чтобы их снять с охраны. Дальше там восемь домов под Большой Смоленский мост на проспекте Обуховской обороны, в том числе школа Ольги Берггольц они снимают, с учетом под снос. И несколько десятков — это склады Коккоревых, они разной степени ценности, есть симпатичные, есть менее симпатичные — эти все постройки снимаются с охраны под терминал высокоскоростной магистрали», — перечислил Литвинов.

Исторические кварталы на Лиговском проспекте за Московским вокзалом под новый железнодорожный терминал уже сносили в 1996 году. Из-за нехватки финансирования тот проект ВСМ свернули, и котлован, который образовался на месте старинных доходных домов, 12 лет носил сомнительный титул «самой дорогой ямы Европы». В 2008 году участок передали инвесторам и начали строить ТЦ «Галерея». К 2020 году вернулись к идее возведения высокоскоростной магистрали и потребовалась «расчистка» нового участка под строительство.

Литвинов, как и многие другие, уверен, что ЗакС и Комитет государственного использования и охраны памятников позволят это сделать без возражений —  парламент в Петербурге при Беглове стал «карманным», а КГИОП давно выполняет задачу обратную охране памятников.

ВСМ и развязка Большого Смоленского моста нужны для развития города, но сама ситуация, по мнению активиста, создает опасный прецедент, допуская возможность снять с охраны исторический объект ради инвестпроекта, а не корректировать сам проект, ища другие, пусть и более затратные по финансовым ресурсам решения.

«Наибольшая проблема с Большим Смоленским мостом и складами Коккоревых в том, что снимают с охраны исторические дома под инвестпроекты. Не проект корректируют под историческую застройку, а объект снимают с охраны. К примеру, ситуация с Большим Смоленским мостом: сначала они в 2014 году поменяли проект планировки для того, чтобы построить там высотку RBI, из-за этой корректировки большая часть исторических домов и пошла под снос. То есть, они сначала застраивают все территории, все пятна вокруг, которые можно было бы использовать для реализации инвестпроектов, после чего говорят, ну вот видите, историческая застройка-то есть, давайте строить на месте нее. И это будет продолжаться и дальше», — заключил эксперт.

В феврале прошлого года замглавы петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов рассказывал прессе, что Смольный не учел последние решения рабочих групп по вопросам корректировки проектов ВСМ и развязки Большого Смоленского моста, кроме того, экспертов смущало решение КГИОП выделить на слушания всего три недели, и не ставить общественность в известность о размещении проекта на сайте Смольного. Градозащитное сообщество увидело в этом стремлении протащить вредный для исторического наследия Петербурга проект как можно скорее и без участия горожан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...