Четыре полоски на погонах, которые еще называют галунами. Значит перед нами командир воздушного судна… Галстук тоже обязателен, как и пилотская фуражка. Только за штурвалом, в кабине самолета, конечно, можно без нее. А к пассажирам выходить нужно «по форме». Даже в чрезвычайных обстоятельствах.

Эти вроде бы посторонние «формальные» подробности теперь для нас имеют значение… Так как за первый весенний месяц мы сердцем «прикипели» к теме нашей гражданской авиации. И средний сын, десятилетка, теперь мечтает стать пилотом, а отнюдь не программистом, как раньше.

А начиналось все вполне невинно. Недавно пошли семьей в кино, на новый фильм Сарика Андреасяна «На солнце, вдоль рядов кукурузы». Фильм, основанный на реальных событиях оказался вполне самобытным, душевным, на удивление добрым и жизненным, несмотря на драматичность описываемых в нем событий. Речь, если вдруг кто-то не в курсе, о чудесном спасении в результате профессиональных действий экипажа всех пассажиров и экипажа рейса Москва-Симферополь «Уральских авиалиний». На экране переплетаются судьбы персонажей – пассажиров, бортпроводников, пилотов, их родных – и в итоге казалось бы необязательные поступки и детали сливаются в общую картину, где ничто, а главное – чудесное спасение –  не случайно. Картину, пронизанную верой в лучшее, настоящее, не наносное.

То, что за штурвалом в тот день, 15 августа 2019 года, оказался именно Дамир Юсупов, которому затем Президент присудил звание Героя России, тоже ведь неслучайно.

Очень человек хотел стать пилотом. Мечтал о небе с детства, ведь отец – тоже летчик. В юности не смог, занялся совсем другим, даже работал в администрации, но вот попробовал снова и вернулся к детской мечте, а в итоге – герой.

Кому-то история покажется немного наивной или слишком шаблонной, но отнюдь не моему юному кинозрителю, которого она реально вдохновила. Вдруг вместо программирования и роботов поменял приоритеты и уже месяц грезит о карьере летчика, строит модели из картона, лучше стал заниматься, взялся за английский – ведь летчик делает объявления на двух языках. А вдруг и вправду однажды сядет за штурвал, скажем, лайнера Аэрофлота, или те же Уральских авиалиний?

Да, работа сложная, да, рискованная, но я как мать не желаю ему «безопасной» судьбы, даже если придется попасть «в новости», как Дамиру Юсупову в 2019 году.

В роли героя — актер Егор Бероев, один из моих любимых «кинобогов» на отечественном Олимпе. Сыграл прекрасно, просто, убедительно: не небожителя, а живого, порой даже мягкого человека, которому не раз приходилось сделать в жизни трудный выбор. Глаз от экрана, когда он в кадре, не оторвать. От этих полных боли, но и твердости, глаз, когда герою нужно выбрать между работой мечты и любимой женщиной, которая эту работу не одобряет. К счастью, «простые романтики» из гражданской авиации нарасхват – и вот у Дамира уже новая семья, из рейса ждут дети… Флэшбеки, которые показывают предысторию из его советского детства, уместны и даже умиляют. У нас было такое же… История реальна, и она наша общая, гораздо ближе и роднее, чем «Голливуд».    

В итоге выходишь из зала с приятным послевкусием, и хочется еще немного побыть в этом мире — людей, связанных жизнью с небом. На этой волне и отправились опять же всей семьей в переделанный под выставочное пространство закрытый терминал «Прилет» в Пулково. Благо вход на выставку в честь 100-летия российской гражданской авиации для многодетных — бесплатный.  

Выставка тоже оправдала ожидания: змеящаяся лабиринтом в высоком терминале экспозиция яркая и не вполне детская, но вполне наглядная. Современная, интерактивная, можно и без экскурсии разобраться. Но с экскурсией, которую заказали заранее, конечно, увлекательнее. Смогли как следует разглядеть свидетельства любительских попыток подняться в небо эпохи «авиаторов и авиатрисс», и героические военные страницы в лицах и предметах, и послевоенные, когда билет на самолет был для советского человека еще роскошью.

На выставке становится понятно как постепенно, но неуклонно наша гражданская авиация крепла и превращалась в огромную и мощную отрасль, с той самой «школой», которая в итоге растит простых героев. А заодно с разветвленной маршрутной сетью и множеством технических новинок.

Экспонаты в витринах – от тех самых синих и серых кителей с галунами – до огромных турбин и прочих «важных деталей» (поди еще детей от них оттащи), отнюдь не выглядят чем-то пыльным и устаревшим. В них есть очарование ушедших, но при этом оставшихся в памяти сердце, лет. Когда о летчиках и стюардессах тоже снимали у нас кино, и великое… Это история, которой можно и нужно гордиться, тем более что ее живые свидетели – еще среди нас.

В группе с нами оказался настоящий ветеран гражданской авиации. В прошлом штурман из Архангельска – и вся экскурсия превратилась в интереснейший диалог молодого экскурсовода и того, кто видел и «щупал» все это сам.

Информации так много, и она такая интересная, что, возможно, и еще раз соберемся в «Пулково» на эту выставку. Она, кстати, первый подобный авиационный проект в стране, будет открыта еще почти год  — до февраля 2024 года, так что успеем. И побывать на такой выставке, и пересмотреть фильм о пилотах, которые, возможно, и нас унесут в небо вопреки земному притяжению и подлым западным санкциям против российской авиации. Главное-то у нас никто не заберет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...