В новом году Петербург останется без новых станций метро и судебного квартала

Текущий год близится к завершению, наступает пора подводить итоги. Вот только Петербургу по традиции последних лет похвастаться нечем. Все обещания губернатора Александра Беглова и местных чиновников так и остались словами. Развитие промышленного сектора, крупных инвестпроектов, забота об объектах культурного наследия (ОКН) и, конечно же, вопрос открытия новых станций метрополитена находятся в глубокой стагнации. В новый год, который ознаменуется выборами нового градоначальника, Петербург входит с целым комплексом нерешенных проблем и невыполненных обещаний.

Многострадальное метро

Открытия новых станций метрополитена с нетерпением ждут многие петербуржцы. С момента запуска транспортной реформы ситуация на городских магистралях серьезно усложнилась. Для того, чтобы добраться до пункта назначения на общественном транспорте, пассажирам приходиться преодолеть ряд препятствий, которые кратно увеличивают время в пути. Более того, в разгар транспортного коллапса в Смольном приняли решение о «веерном» закрытии сразу нескольких станций метрополитена на капремонт или частичного ограничения работы вестибюлей. Так, одновременно закрыли свои двери «Ладожская», «Пионерская» и «Чернышевская».  А к концу года должна закрыться и «Фрунзенская». Это привело к значительному увеличению пассажиропотока на соседних станциях и перегруженности наземного общественного транспорта, с которой перевозчики не справились.

Не удивительно, что спрос на новые станции, тем более с учетом активной жилой застройки, не ослабевает. И уже в следующем году, в рамках предвыборной кампании губернатора Александра Беглова, петербуржцам пообещали открытие сразу нескольких новых станций – среди них «Театральная» и «Горный институт». Об этом заявлял вице-губернатор Николай Линченко в июле текущего года.

Однако уже в августе риторика меняется. Сначала вице-премьер Марат Хуснуллин неожиданно заявил, что работы по продлению двух линий метрополитена запланированы на 2024-2025 годы. То есть к предыдущим срокам добавился еще один «лишний» год. Затем крупные федеральные и региональные СМИ в своих материалах перестали говорить об открытии новых станций, заменив этот термин «завершением строительства». Такие изменения могут быть призваны заранее мягко подготовить петербуржцев к очередному переносу сроков открытия новых станций. Причем как минимум на год.

Стоит отметить, что окончание строительства и открытие новых станций метрополитена в Петербурге уже неоднократно переносилось. В ответ на возмущения горожан, местные чиновники снова и снова давали новые обещания. Например, губернатор Александр Беглов обещал открыть 89 новых станций уже к 2050 году. Правда в дальнейшем эта цифра неуклонно снижалась. В результате город не смог «осилить» даже те планы, которые были озвучены ранее, а петербуржцы вновь останутся в следующем году без новых вестибюлей.

Стагнация значимых проектов

Без видимых успехов завершается год в Петербурге и в IT кластере. Еще в 2021 году на петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) было заключено соглашение о намерениях по реновации территории бывшей промзоны «Горская» в Лисьем носу. Проект крупного IT кластера должен был быть реализован компанией «Мегалайн». Соглашение было подписано губернатором. Однако уже через год в Смольном неожиданно поменяли свои планы и в одностороннем порядке разорвали соглашение. Компания понесла убытки в виде средств, затраченных на подготовку к реализации проекта в размере 240 млн. рублей.

На ПМЭФ-2022 город заключил другое соглашение – уже с компанией СПБРСОО «Яхт-клуб Санкт-Петербурга». Из названия компании становится ясно, что речи о развитии IT кластера речи уже не идет. Вместо этого на территории планируется развитие достаточно затратной сферы парусных развлечений, которая доступна далеко не каждому. Но и здесь у Смольного возникли трудности – к концу 2023 года никаких серьезных подвижек по проекту не произошло. Более того, в ноябре текущего года выяснилось, что город продолжает поиск инвесторов на площадку кластера «Горская». Теперь обсуждается федеральный круглогодичный морской курорт с всесезонным бассейном и другими видами водных развлечений. Что и когда фактически появится на перспективной территории до сих пор доподлинно не известно.

Еще один проект, но уже в Петроградском районе, «буксует» с 2020 года. На месте Тучкова Буяна на проспекте Добролюбова уже несколько лет пытаются реализовать общественно-рекреационное пространство. Интересно, что именно рекреация Тучкова Буяна была одним из главных пунктов предвыборной компании действующего губернатора Беглова в 2018 году. Изначально на этой территории планировалось создать общественное пространство с катком, пешеходными маршрутами, плавучей сценой и Дворцом танца. Открытие предполагалось уже в следующем году. Однако известно, что как сам план проекта, так и сроки его исполнения были скорректированы.

Стоят на месте и федеральные проекты. Так, одним из стагнирующих, который в Петербурге должны были реализовать по поручение Президента — возведение судебного квартала на территории того же Тучкова Буяна. Впервые про это Владимир Путин заговорил в 2012 году. А позднее в 2016-ом было определено место постройки — на набережной Малой Невы Петроградского острова (между Тучковым и Биржевым мостами).

Активные обсуждения по вопросу реализации проекта совпали с приходом на пост врио губернатора Петербурга Александра Беглова. Однако с тех самых пор проект не сдвинулся с мертвой точки. Изначально планировалось, что строительство будет завершено к концу 2020-года, но контракт неоднократно продлевался и сейчас крайняя дата обозначена декабрем 2025 года. Вместе с тем стоит отметить, что в целом стройку верховного квартала отложили до 2028 года, что следует из Федеральной адресной инвестиционной программы.

С реализацией высокотехнических и IT проектов как в уходящем, так и в следующем году, очевидно, у Петербурга не сложилось. В промышленной сфере ситуация обстоит аналогичным образом.

Так, проект по реконструкции площадки General Motors на заводе Hyundai остается замороженным. Кроме того, завод с начала текущего года находится в стадии консервации и сокращения штата. Сотрудники отправлены в простой до конца года.

В 2022 году корейский автоконцерн Hyundai на базе выкупленного завода по выпуску двигателей Hyundai Wia («Хёндэ ВИА Рус») планировал выпускать 233 тысячи двигателей в год. К тому же на повестке дня стояла локализация производства других важных компонентов автопрома и готовых автомобилей Hyundai Tucson, Hyundai Palisade, Kia Sportage уже в 2023 году. Дочерняя компания концерна ООО «СВ Рус» также планировала реанимировать остановленное производство на заводе Ford во Всеволожске. Общая сумма южнокорейских инвестиций превышала 60 млрд рублей.

После начала специальной военной операции, планы партнеров изменились. Однако примечательна позиция Смольного, который никак не реагирует на происходящее. Вместо национализации активов и запуска собственного производства, местные власти предпочитают наблюдать за планомерной гибелью перспективного проекта.

Беды ОКН

Проблемы с разрушением ОКН в последние годы стали чуть ли не основной визитной карточкой Петербурга. СМИ и градозащитники регулярно обращают внимание на уничтожение исторических зданий в угоду застройщикам или по естественным причинам без должного внимания со стороны Смольного. Местные власти не способны приспособить объекты для современного использования.

Ярким примером служит памятник промышленной архитектуры «Красный треугольник» на набережной Обводного канала. Здесь регулярно случаются чрезвычайные происшествия, связанные с пожарами и обвалами ветхих конструкций. По мнению экспертов, их основной причиной является бездействие со стороны комитета имущественных отношений (КИО), который возглавляет Леонид Кулаков. Даже на такие элементарные просьбы, как разобрать мусор, оградить опасные участки лентой и обеспечить круглосуточную охрану объекта в профильном комитете не реагируют.

Привести в порядок памятники архитектуры только за счет городского бюджета не представляется возможным. А бизнес не спешит вкладываться в реконструкцию, опасаясь потери своих финансов из-за непоследовательной политики Смольного. Программы, предлагаемые властями для предпринимателей и девелоперов невыгодны, или влекут за собой серьезные риски. Например, программа «рубль за метр» предполагает поистине масштабные штрафные санкции за срыв сроков проведения ремонтных работ даже по объективным причинам.

Еще один объект культурного наследия, который сегодня находится в плачевном состоянии – это Конюшенное ведомство. Вопросы по его реконструкции начали подниматься еще в далеком 2010 году и не закончились до сих пор.

Недавно Смольный попытался «передать» проблемный актив при помощи программы «рубль за метр». Был объявлен аукцион, в котором приняли участие компании, связанные с миллиардером Годом Нисановым. Журналисты отмечали его тесную связь с губернатором Бегловым. Торги выиграла компания ООО «БахчаСарай», которая через генерального директора Ирину Ершову связана с Нисановым. Ершова также выступает в качестве генерального директора ООО «Новая Бахча». Совладельцем последней в свою очередь является Илья Юсупов, который входит в число собственников ООО «Пламя», связанное с московским продовольственным рынком «Фуд Сити». Также на ООО «Пламя» зарегистрировано несколько товарных знаков, связанных с ГК «Киевская площадь».

Результатами аукциона осталось недовольно АО «Футуро», которое не допустили до торгов. Первая и апелляционная инстанции арбитражного суда встали на строну истца, но кассационный суд отменил решение и принял судебный акт, по которому отказал АО «Футуро» в проведении новых торгов. Вместе с тем АО «Бахчасарай» не предпринимает мер по реконструкции объекта, который продолжает ветшать и разрушаться. Шансы на сохранение Конюшенного ведомства с каждым годом становятся все меньше. Вполне возможно, после критических повреждений и вынужденного санитарного сноса, в конце концов на этом месте появится очередная гостиница, отель или ЖК.

За уходящий год город не смог достичь значимых показателей в вышеупомянутых сферах, а также не решил текущих проблем. Несмотря на многочисленные заверения и обещания чиновников, Петербург продолжает стагнировать без качественного управленческого потенциала в Смольном.

 

 

 

 

... ...