Барокко и романтизм: музыкальный диалог двух эпох в Актовом зале СПбГУ

В среду, 23 апреля, в Актовом зале здания Двенадцати коллегий Университета Санкт-Петербурга состоялся концерт‑встреча двух  коллективов: камерного ансамбля выпускников и преподавателей СПбГУ «La Scienza» и Гатчинского камерного оркестра.

Камерный ансамбль «La Scienza» (полное наименование La Scienza da Capriccio, что означает Наука по прихоти, наука в её лучшем виде, «Ла сшие́нца да Капри́ччио«) был создан математиком, доцентом Санкт-Петербургского Государственного Университета и скрипачом Александром Алексеевичем Флори́нским. Коллектив начал свою концертную деятельность в 2002 году. Ансамбль  «La Scienza» уже больше 20 лет творчески объединяет как музыкантов-любителей, истинно талантливых людей, достигших высот в сфере науки и образования, так и солистов и артистов Мариинского театра, симфонических оркестров Санкт-Петербурга. К большому сожалению, два года назад и наука, и музыка понесли утрату – не стало создателя и вдохновителя ансамбля, Александра Флоринского (28.10.1962–13.03.2023), и нынешним выступлением коллектив и слушатели отдавали дань его памяти.

В первом отделении камерный ансамбль «La Scienza» исполнял произведения музыкальных титанов стиля барокко – И.С.Баха и А.Вивальди, в том числе два знаменитых концерта для двух солирующих скрипок.Главные партии Концерта Антонио Вивальди и концертаИоганна Себастьяна Баха прозвучали в исполнении солистаСанктПетербургской филармонии заслуженного артиста России, профессора СанктПетербургской консерватории Александра Ефимовича Шустина и лауреата международных конкурсов Екатерины Рогозиной.

 Пытаться описать словами звучание мелодий солирующих скрипок, их дуэт согласия, совокупно поддерживаемый струнным составом оркестра в сочетании с ритмической и гармонической основой basso continuo (контрабас и клавесин), наверное, не имеет особого смысла; стиль и суть барочной музыки были предъявлены всякому слушателю, и они великолепны.

 Не обошлось без курьёзов, потому что именно в началетретьей части вивальдиевского 8-го концерта из цикла «Гармоническое вдохновение» смычок первой солирующей скрипки вдохновился до такой степени, что (не все сразу и поняли, что произошло!) совершенно «потерял голову», точнее, хвост Плотный натянутый распластанный пучок волос (который и принуждает струны скрипки вибрировать и звучать при соприкосновении) внезапно совершенно распустился конским хвостом; исполнителям пришлось остановиться, и Александр Ефимович пояснил, что с одной из сторон волосяная лента удерживается особой деталью – клином, который и вылетел. Ну что ж, не только великий маэстро Паганини попадал в затруднительные ситуации и благополучно из них выходил; произведение было исполнено совершенно и аплодисменты публики – благодарными и восторженными.

Во второй половине музыкального вечера на сцене – Гатчинский камерный оркестр под управлением заслуженного работника культуры Российской Федерации Сергея Николаевича Ефа́ева. Коллектив отмечает в этом году 30летие творческой деятельности и приглашает слушателей на свой большой Юбилейный концерт, который состоится 11 мая в большом концертном зале ДМШ им. Ипполитова-Иванова. гор. Гатчина, Гатчинская городская филармония.

Гатчинский камерный оркестр исполнял произведения русских и зарубежных композиторов: Вивальди, Гайдна, Чайковского, Бородина, каждое из них – россыпь самоцветов. Прозвучали концерт для гобоя ВинченцоБеллини (солист — Глеб Соколов), и Ария из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя в исполнении контртенора Платона Силаева (обладающего редчайшим и удивительным высоким природным мужским голосом), а также медленная часть Симфонии  13 Йозефа Гайдна, в которой солирует виолончель (и Роман Арпишкин). Все трое солистов – молодые музыканты, но сценический стаж уже имеют немалый.

После светлых и певучих произведений, после «Мая» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и Ноктюрна А.Бородина (всё в переложении для струнного оркестра), разнеживших чувства и душу, настало время вспомнить о горьких и трагических событиях Великой Отечественной войны, и в завершение концерта в честь 80й годовщины Победы в Великой Отечественной войне была исполнена 2я часть Восьмого квартета Дмитрия Шостаковича, опус 110а. Композитором квартет посвящен памяти жертв фашизма и войны.

Надо сказать, что этот квартет (опус 110) был сочинён Д.Шостаковичем летом 1960 г и премьерно исполнен осенью, 02 октября 1960 в Ленинградской Филармонии. Кроме авторской инструментовки для собственно квартета (в составе: 1-я и 2-я скрипки, альт, виолончель) существуют версии для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая (1967, Московский Камерный оркестр) закрепилось название «Камерная симфония» (соч. 110а), её одобрил сам автор. Она и была исполнена.

И вот уже 65 лет существует это произведение, это высказывание великого Шостаковича. О своей стране и о себе. Оно и автобиографично, и говорит о многих и многих. Часто исполняемо. Иногда мы постигаем, слышим музыку только «головой», барабанной перепонкой, рассудочно: здесь такая-то тема, там – другая. Но именно в исполнении Гатчинского камерного оркестра несколько часов назад музыка Шостаковича ра́нила глубоко-глубоко, перенесла на 83 года назад, будто это ты вместо своих родных – в блокадном Ленинграде, в Дробицком яру в Харькове, Смоленск, Воронеж, Днепропетровск, Старая Русса.

 А после концерта многие зрители задержались — в весеннем сумраке у Университета цвела сакура.  Так что, жители и гости нашего города —  спешите увидеть  сакуру у входа в здание  Двенадцати Коллегий.

 

... ...