22 года на волнах рока: интервью с Евгением Мочуловым – руководителем фестиваля «Окна Открой!»

Музыкальные горизонты культурной столицы захлестнула волна отечественного рока: 9 августа в парке 300-летия Санкт-Петербурга состоялся музыкальный фестиваль «Окна Открой!». Его генеральный продюсер и участник легендарной группы «Россияне» Евгений Мочулов рассказал, чем в 2025 году запомнился старейший рок-фестиваль Северо-Западного региона.
Зажигаем новые звезды
В чем уникальность фестиваля «Окна открой!»?
«Окна открой!» – крупнейший фестиваль Северо-Запада, на котором в течение года мы отбираем самые лучшие в стране малоизвестные, но перспективные музыкальные коллективы. Для них мы проводим трехэтапные отборочные туры, а затем показываем их зрителям за один день. Можно ездить 5 лет по стране и искать их по клубам, а можно увидеть сразу всех на нашем фестивале.
Какая главная задача фестиваля?
Основная миссия фестиваля: дать молодым рок-группам выступить на большой сцене. Помню, как мы в школе собрались по 4-5 человек и договорились: сделаем свой клуб, научимся играть, с 10 класса. А дальше что, где мы будем выступать? Негде. Разве что в других маленьких клубах. Вот научимся хорошо играть, тогда выйдем на большую сцену и всех старичков за пояс заткнем. Благодаря фестивалю «Окна открой!» у молодых музыкантов есть такие возможности, которых не было в наше время.
А можете вспомнить, как сами пробивали путь к музыкальной славе?
Во время фестиваля меня неожиданно вызвали на сцену и вручили медаль от Союза творческих работников, наградили за организацию фестиваля в течение 22 лет. Я вспомнил, что когда-то и сам играл в легендарной рок-группе «Россияне», открывал Ленинградский рок-клуб. Однажды у нас был концерт, хотя рок-музыка тогда была запрещена. Впервые была напечатана афиша с нашей группой, к нам представили конферансье. Мы выступали в летнем театре, где мест рассчитано на 800 человек, но туда 1500 зрителей пришло. Они опрокинули все стулья, ломились в зал, повыскакивали со своих мест, едва мы вышли на сцену. А в те времена – советская власть, даже не принято было в зале вставать. Я им говорю: «Вы там как-нибудь поаккуратнее, ребята», а конферансье вообще не знает, что им сказать…

Фестиваль проходит уже более 20 лет. Чем он цепляет публику?
Расскажу на эту тему притчу. У одного шаха был замечательный певец. Со всех государств люди приезжали его послушать. Никто не пел так хорошо, как этот певец.
Однажды шаху пришла в голову мысль:
– Если так хорошо поешь, наверное, и учитель у тебя был хороший.
Тот отвечает: «Почему был, он и сейчас есть».
– Живой что ли?
– Да!
– И как его можно послушать?
-– Он стал отшельником, теперь живет в джунглях. Иногда на восходе солнца он выходит из своего места затворничества, садится на берегу реки и поет.
Шах собрал команду, пробрался туда, несмотря на москитов, комаров, терпел многие лишения несколько дней. Однажды выходит этот певец, сел и запел. Шах удивился, очень уж ему понравилось.
Подозвал своего певца и говорит: «Это что такое, я тебе огромные деньги плачу, а ты даже не понимаешь, что надо еще лучше петь».
А певец ему и отвечает: «Это потому, что мне за это деньги платят, а он поет от большой любви».
Вот такие же и наши ребята. Они не рассчитывают на профессиональную музыкальную карьеру, у каждого из них есть другая профессия, а музыка – их хобби. Кому-то повезет, и они станут звездами, ну а кто-то продолжит совмещать ее с основной работой.
Что будет необычного на фестивале в этом году? Приоткройте занавес!
У нас традиционно две сцены, но в этом году на фестивале больше площадок, которые посвящены важным событиям. Их мы отмечаем ежегодно. В 2025 году исполнилось бы 70 лет Майку Науменко, одна из групп («Такими собой») будет играть его песни. Еще 35 лет как с нами нет Виктора Цоя, у них два коллектива, вместе с которыми публика будет петь его песни. Также прошло 25 лет с года смерти Юрия Хоя, поэтому здесь присутствует «Сектор Газа». Плюс мы еще вспоминает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне и Год защитника Отечества, чему на фестивале посвящены тематические площадки. Ежегодно отмечаем день рождения Башлачева и Высоцкого. В целом фестиваль стал более патриотическим, поскольку сложились такие события. Будут и более необычные ребята. Например, группа «Жить» — у них хор из 30 детей, сражения на мечтах, много чего еще запоминающегося во время выступления.

Искренность и душа – трогают сердца
Расскажите подробнее про отборочный этап, как проводился?
Начиная с Нового года, объявляем старт отборочных туров, и музыканты со всей России присылают нам заявки на сайт. Потом квалифицированное жюри, в состав которого приглашаем известных рок-музыкантов, отбирает понравившихся музыкантов. Для них проводим 10-15 предварительных отборочных туров. Живьем смотрим лучшие группы. В зависимости от количества групп, трех- или пятидневный финал, где выступают порядка 50 лучших коллективов. Там мы уже смотрим, в какой они форме. Победители финального тура сегодня показывают свое творчества на главном фестивальном дне «Окна открой!», на одной сцене со звездами рока.
По какому принципу отбирались победители отборочных туров?
В составе жюри – известные рок-музыканты. Они обычно пишут: играет хорошо, вокалист замечательный, гитарист, барабанщик потрясающий, здесь плюсы и минусы, ставят свои оценки и потом им суммируют. В свое время я приглашал в жюри и Мишу Горшенева. Он писал проще: цепляет или не цепляет. Если цепляет, то и все жюри скажет, что их нельзя не взять. И мы, действительно, иногда берем музыкантов, которые не очень хорошо, но от всей души играют.
Что должен представить артист чтобы пройти в финал «Окна открой!»?
Он должен наше жюри поразить. Тех, кто хорошо играет – очень много. Но нужна уникальность, изюминка, которую мы хотим разглядеть. У каждого это происходит по-разному. Например, лет 10 назад на нашем фестивале выступала девушка, которая провела эти же 10 лет на Востоке. И мы вообще не ожидали то, что она показала на сцене. Думали, она старую программу предъявит, а оказалось, все с ног на голову перевернула. Можете посмотреть, что группа «Жить» показала, сами тоже сильно удивитесь. Все победители отборов такие разные, но по-своему талантливы и интересны.
Как прошли отборочные этапы фестиваля «Окна открой!»?
Молодые ребята научились хорошо играть – этот факт не удивляет жюри уже давно. Но они показывают и неожиданные перформансы. Например, программу альтернативной сцены открывала группа «Симфонические твари», вытворяя удивительные вещи. Еще была группа «Жить» и несколько других коллективов. Жюри просто в шоке от их изобретательности, энергетики и харизматичной подачи музыкального материала. Но самое главное, после перестройки, в 2000-х годах было достаточно много уныния, такая левая бравада артистов. А сейчас, знаете, ребята очень хорошие и правильные тексты преподносят. И умные люди понимают, зачем они живут, для чего и что им нужно делать.
Сколько артистов отобрали в этом году?
За последние годы на фестиваль через сайт поступило около 3000 заявок от молодых групп. В этом году заявилось около 1000 новых музыкантов. Но и те, кто ранее уже подавали заявки и даже участвовали в «Окнах открой!», подчеркивают, что снова хотят участвовать. Из них мы выбираем. У нас выступило 16-17 молодых групп – победителей отборочных туров. И еще 14 приглашенных хедлайнеров. Были и специальные гости, которых мы приглашаем ежегодно без отбора. Они сыграли песни Майка Науменко, группы «Выход». Всего около 40 музыкальных групп.

Творчество новых лиц — без рамок и границ
В каких стиля рока выступают победители отборов?
В разных. Можно выйти спеть хоть «а акапелла». Если сделают сильно – мы их выпустим на фестивальную сцену, это играет сильную роль.
Получается жанровых ограничений нет?
Нет. Важно, чтобы творчество музыкальной группы вписывалось в общую идею рока. Искренность, душа – это самое главное. У нас группа «Сольюморей» исполняла довольно своеобразные песни, которые обычно поют у костра. Но поскольку они замечательные, красивые и от поются души, мы их пригласили. Хотя там рока-то почти нет никакого.
Как сами артисты отзываются о своем выступлении на фестивале, о публике?
Наша петербургская публика очень благодарная, но и очень интеллигентно-требовательная – «на шару» тут не прокатит. У нас возникали некоторые эксцессы во время предварительных отборов. Например, в этом году прилетела одна популярная группа, которая ехала 4000 км. Ребята думали, что всех порвут и легко завоюют победу. Но попали между двумя другими сильными группами. И так получилось, их почти никто не заметил. Они полетели дальше, на другой фестиваль, где, почему не взяли на «Окна открой!». Так бывает, что не всегда одно мастерство решает исход конкурса.
Есть ли группа, которая выступает на «Окнах открой!» ежегодно?
Каждый год – нет, за исключением специально приглашенных хедлайнеров, потому что фестиваль не резиновый. Приходят очень сильные группы, но даже им приходится отказывать: извините, надо дать дорогу новичкам.

Питер – столица русского рока
В этом году –главным хедлайнером снова выступит группа «Алиса». Почему она ежегодно завершает «Окна открой!»?
Сейчас «Алиса» самая популярная рок-группа в Петербурге. В свое время это были «Король и Шут». Такие группы как Юрий Бутусов, «Чайф», «ДДТ» – хорошо собирают сольные концерты, но на фестивалях на их выступления обычно не приходит много зрителей. А вот на «Алису» и «Король и Шут» мы отмечаем стабильно высокий зрительский поток.
На фестивале выступят и другие ежегодные хедлайнеры: «Сурганова и Оркестр», Вадим Самойлов и «Агата Кристи», «Ангел НеБес» и другие.
Как удается привозить такие популярные группы, несмотря на их плотный гастрольный график?
Им нравится наш фестиваль, только поэтому. Это Питер, столица рок-н-ролла. Публика здесь замечательная. Поэтому топовые артисты очень любят здесь выступать.
Сколько посетителей собирает фестиваль «Окна Открой!» в этом году? Сколько раскуплено билетов?
Около 12 тысяч, может быть даже чуть побольше. Основные продажи были перед самым фестивалем, в решающий день – все ждали хорошую погоду.
Как думаете, почему люди до сих пор слушают рок на «Окнах открой!»?
Повторяется интерес к русскому року. От электронной музыки и рэпа люди уже начинают постепенно отходить. А в роке всегда есть смысл. Это почти как Серебряный век: в свое время Есенин, Маяковский, затем – Окуджава, Высоцкий…
Почему площадкой проведения выбран парк 300-летия Петербурга?
Эта площадка очень нравится зрителям. Именно поэтому фестиваль проводится здесь уже третий год.
Какие отзывы зрителей о самом фестивале?
Отзывы разные: и хорошие, и плохие. Последние обычно пишут нытики, которые дома сидят с утра до вечера. Всем недовольные, они замечают какие-нибудь мелочи: пива нет, очереди в туалетах, и начинают писать жалобы. А ребята нормальные, которым все нравится, обычно либо благодарны, либо вообще ничего не говорят.

Рок будет жить
А не было ли идеи масштабировать фестиваль, чтобы проводить его и в других городах России, как это делают другие крупные фестивали?
Не было. Питер – родной город, столица русского рока, пусть здесь проводятся и свои фестивали. Пусть к нам приезжают из других городов. И кстати, приезжают в этом году очень активно. Только что мне звонили из Ростова-на-Дону: там настолько мощная реклама нашего фестиваля, что привлекает огромное внимание жителей города. Также много людей приезжает из соседних городов и регионов: Карелии, Пскова, Новгорода, из Москвы.
Каким видите будущее русского рока?
Рок жив и будет жить. Ребята, которые играют русский рок, делают это сознательно, ищут смысл жизни. Культура – это культ света, а сейчас нас окружает культ тьмы. Голливудские фильмы, в которых преподносится принцип «око за око, зуб за зуб», все эти бандитизмы… Поэтому ребята ищут смысл жизни, не поют чужие песни, у них свои аранжировка, музыка, свои свето- и звукорежиссеры, администраторы. Настоящая фабрика: не та, которую по телевизору показывают, где профессионалы пишут музыку, берут симпатичную девчонку, снимают клип и раскручивают его. А наши музыканты сами все это делают, это их жизнь. Они не могут не играть, но играют не для карьеры, чтобы стать великими и зарабатывать на этом большие деньги. Поэтому рок движение никогда не остановится.
Как прогнозируете дальнейшее развитие фестиваля?
Первый фестиваль «Окна открой!» прошел в 2001 году. И было 2 пропуска из-за пандемии COVID-19. Сейчас мы проводим 22-й по счету фестиваль. А следующий год, если не учитывать пропуски, – юбилейный. Поэтому хочется сделать его долгим, двух или трехдневным. Назовем «25 лет вместе».