Возобновление работ на «Орловском тоннеле» рискует обернуться коррупционной схемой

 

Проходческий щит «Надежда» в 2022 году может прибыть в Петербург и поспособствовать реализации новой коррупционной схемы, впервые примененной в 2005 году при строительстве так называемого «Орловского тоннеля». Напомним, тогда бюджет Петербурга лишился 1,2 млрд рублей в пользу, вероятно, связанной с экс-министром транспорта Максимом Соколовым компании. Хотя, на первый взгляд, сейчас на рынке работают уже другие игроки, по информации СМИ, в дело могут быть вовлечены и «старые бенефициары», которые имели отношение к проекту «Орловский тоннель».

Новая старая «Надежда»

Главный проходческий щит компании АО «Метрострой» (в настоящее время компания объявлена банкротом – прим.ред.) может вернуться в Петербург в 2022 году, сообщает «Фонтанка». Согласно документации, максимальная стоимость контракта на погрузочные, разгрузочные работы, а также транспортное обеспечение деталей составит 33 млн рублей. Доставить объект нужно будет по двум адресам: на площадку на улице Туристской, откуда можно дальше прокладывать тоннели «зеленой» ветки, и на площадку Управления механизации на Говорова. Обозначенный срок — март 2022 года.

Журналисты обратили внимание, что, согласно технической документации, запрошенный щит подходит под щит «Надежда», однако старое название в рамках документации не фигурирует. К слову, именно этот проходческий комплекс для двухпутных тоннелей ранее функционировал в Москве, а до этого — на «фиолетовой» и «зеленой» ветках метрополитена Северной столицы.

Сам щит представляет собой технический инструмент для реализации строительства метрополитена. СМИ считают, что речь идет именно о «Надежде». При этом двумя неделями ранее сообщалось, что компания «Метрогипротранс», выступающая в роли возможного концессионера, направила в Смольный 22 октября письмо с предложением продолжить реализацию ранее сорванного проекта «Орловский тоннель», отметив, что его можно выполнить посредством ожидаемого в Петербурге комплекса для строительства подземки. Согласно подсчетам, ориентировочная стоимость работ составит 40 млрд рублей, а возможный срок выполнения — 3,5 года.

Также проект, вероятно, будет предусматривать формат государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающий взаимодействие государства и бизнеса для решения разного спектра задач на взаимовыгодных условиях.

Убыточный «Орловский тоннель»

Реализацией «Орловского тоннеля» в середине нулевых занималась «Невская Концессиональная компания» (НКК). СМИ связывали ее с холдингом First Quantum, бенефициаром которого, по версии журналистов, считался являющийся на тот момент депутатом бизнесмен Виталий Южилин. В СМИ ранее высказывалось предположение, что при участии Южилина, предпринимателя Андрея Молчанова и бывшего министра транспорта Максима Соколова объект получил статус стратегического, а следовательно – и все соответствующие «бонусы». Например, льготы на выделение земель и право их выкупа, уплату аренды и доступ к бюджетному финансированию. Однако проект не был реализован, город столкнулся с убытками и был вынужден выплатить НКК 1,2 млрд компенсации из бюджета за сорванное строительство.

НКК получила компенсацию от города в размере 1,2 млрд рублей, поскольку в ходе реализации проекта компания, по информации СМИ, истратила средства на авансирование проходческого щита у немецкой фирмы Herrenknecht и прочие работы.

Последнее предприятие здесь фигурирует неслучайно — на момент авансирования компания владела 10% акций НКК. При этом информации о реальных тратах, проведенных аудитах и отказе от покупки щита не предоставили. Согласно документации, было оплачено строительство щита, но в результате его никто так и не видел.

Газета «Версия.ру» писала, что НКК якобы не могла потратить все полученные средства. Остаточную часть, возможно, распределили предполагаемые «участники сделки», в числе которых могли быть и Южилин с Соколовым.

Актуализация проекта может свидетельствовать о том, что у нее есть конечные интересанты, и не исключено, что речь идет о прежних лицах. Отметим, что «Метрогипротранс» — собственник фирмы «Ленметрогипротранс». СМИ ранее допускали, что последняя может быть связана с уже упомянутым Южилиным, перешедшим на пост вице-президента банка ВТБ.

 

«Надежда» на балансе

По состоянию на сентябрь этого года щит «Надежда» находился на балансе обанкротившегося бывшего генподрядчика метрополитена Петербурга АО «Метрострой». В самой процедуре банкротства аналитики усматривали признаки рейдерского захвата —интересантом процесса мог являться вице-губернатор Петербурга Максим Соколов.

Следствием этой деятельности стало то, что в городе появился новый генподрядчик – «Метрострой Северной столицы», созданный при участии Смольного и ВТБ. Интересантом от ВТБ может являться никто иной как Молчанов-старший, который, по некоторым данным, имеет тесные связи с Соколовым.

Это позволяет предположить, что в новой истории с проходческим щитом «Надежда», вероятно, будет использована обновленная схема с выводом средств из городского бюджета.

Одним из подтверждений данного вывода, среди прочего, может служить и то, что лояльная Соколову компания «Метрострой Северной Столицы» уже отказалась от залогового требования на горнопроходческие щиты «Метростроя». В то же время МСС обладает лояльным управляющим АО-банкрота «Метрострой», писал «Деловой Петербург».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...