Петербург может получить в «Горской» новую финансовую дыру ГЧП

На минувшей неделе прошёл ежегодный Петербургский международный экономический форум, в рамках которого город подписал ряд соглашений. В том числе губернатор Александр Беглов подписал соглашение о намерении строительства туристического кластера в «Горской» с командором «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» Владимиром Любомировым и гендиректором «Корпорации Туризм.РФ» Сергеем Сухановым. Стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов рублей, однако на сегодняшний день неизвестно, откуда инвестор возьмёт такую сумму и что конкретно планируется построить. Это даёт весомые основания полагать, что финансирование пойдёт из городского бюджета, а сам проект реновации «Горской» так и не будет завершён.

Главным инвестором проекта выступает СПбРСОО«Яхт-клуб СанктПетербурга» Владимира Любомирова, которое якобы готово вложить в кластер более 10 млрд рублей. Проект планируется воплотить в жизнь за пять лет, но, как рассказал Любомиров изданию «КоммерсантЪ», сумма может дополнительно вырасти после начала проектирования. Действительно, запланировать объёмы финансирования крайне затруднительно в нестабильной финансовой обстановке, когда даже сам Любомиров не знает, что конкретно будет строиться в «Горской».

«Я не готов сейчас рассказывать о том, что будет в «Горской». Суть договора, который был подписан, он не о конкретных квадратных метрах или о чем-то еще. Поэтому я не готов комментировать», — заявил Любомиров в беседе со СМИ.

Но даже при наличии готового проекта у яхт-клуба вряд ли получится определиться с объёмами финансирования, так как у общественной организации просто нет 10 миллиардов рублей. Так, согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», прибыль «Яхт-клуба Санкт-Петербург» за 2021 год составила 60 миллионов рублей, что стало для организации рекордом. До этого яхт-клуб три года работал себе в убыток. Даже при лучших своих финансовых показателях яхт-клубу придётся работать более 165 лет, чтобы оплатить проект в 10 миллиардов рублей.

Наиболее вероятным выходом для Любомирова станет привлечение стороннего финансирования. Очевидно, что самостоятельно строительными работами яхт-клуб заниматься тоже не будет. Таким образом, организация Любомирова по факту станет лишь финансовой прокладкой.

Одним из вероятных источников средств является компания «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», дочерняя структура корпорации «Газпром». В настоящее время яхт-клуб арендует у компании землю для своей марины, но вскоре будет вынужден её освободить. Учитывая существенные репутационные риски, сопряжённые с лишением известного петербургского яхт-клуба его гавани, «Газпром» вполне может профинансировать его переезд в «Горскую».

При этом открытым остаётся вопрос окупаемости. «Газпром» и его структуры являются всё же инвесторами. Каких-либо способов получения прибыли от яхтенной гавани в «Горской» не усматривается. Как уже отмечалось, прибыль яхт-клуба весьма условна, организация чаще работает себе в убыток. Учитывая отдалённость «Горской» от центра города и возведение ещё нескольких яхт-клубов на территории Петербурга, увеличения прибыли на новом месте не ожидается.

Впрочем, нельзя исключать, что руководство «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» может реально оценивать перспективность проекта, ведь это хорошая возможность провести средства через яхт-клуб Любомирова, а после объявить о провале проекта. Где осядут выделенные финансы можно будет только догадываться.

Наиболее вероятно, что источником 10 миллиардов станет всё же не «Газпром», а городской и федеральный бюджеты. Это можно организовать в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), куда могут включить и «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» как непосредственного исполнителя проекта в «Горской». Этот инструмент позволяет государству получать от инвесторов крупные объекты, а платить за них на протяжении длительного времени. Но эксперты и политики неоднократно указывали на высокие коррупционные риски из-за непрозрачности механизма ГЧП, особенно в Петербурге.

«Прошло четыре года, как был принят в первом чтении проект закона о необходимости размещать на сайте правительства те соглашения о ГЧП и те концессионные соглашения, где предусматривается участие Петербурга, и, в том числе, выделение финансовых средств. Но до сих пор второе чтение не состоялось из-за правительства Петербурга, которое не хочет раскрывать детали этих соглашений. Я бы хотел понять: сохраняется ли прежняя позиция у правительства или в ней произошли какие-нибудь изменения? Потому что, когда идет речь о выделении каких-нибудь городских денег, депутаты не видят этих соглашений, по которым мы обязуемся выделять эти деньги, но, на мой взгляд, – это категорически неправильно», — прокомментировал работу ГЧП в Петербурге депутат ЗакаС Борис Вишневский.

В пользу этой версии говорят сразу два факта. Во-первых, заместителем гендиректора «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» является Павел Белов, зять губернатора Александра Беглова. Это максимально упрощает процесс получения согласия всех сторон на заключение ГЧП. А во вторых, до сих пор не ясна роль «Корпорации Туризм.РФ», выступившей третьей стороной соглашения о намерениях, заключённого с яхт-клубом на ПМЭФ.Одна из главных задач организации – привлечение инвесторов в туристический сектор в рамках ГЧП.

«Мы — надежный партнер для инвесторов. Корпорация Туризм.РФ предлагает бизнесу участвовать в развитии туристической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Мы поддержим наших партнеров на каждом этапе реализации проекта – от мастер-планирования и проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию», — сказано на сайте «Корпорации Туризм.РФ».

В итоге получается, что у авторов нового проекта до сих пор отсутствуют чёткая концепция застройки «Горской» и бизнес-стратегия вывода проекта хотя бы на самоокупаемость, не говоря о прибыли. Зато уже имеются наметившиеся инструменты для получения бюджетных средств и даже готовится обоснование для их получения.

Не ясно лишь то, зачем это нужно петербуржцам, которые, например, уже получили по схеме ГЧП «Газпром-Арену», долгострой, чья стоимость за время реализации проекта выросла в десятки раз, а уголовные дела по итогам строительства расследуются и сегодня. Также можно вспомнить и проект Орловского туннеля, на который город потратил 1,2 миллиарда рублей, но он так и остался на бумаге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...