Фальстарт Смольного: Неопределенность зон ответственности «коммунальной реформы» грозит Петербургу снежным хаосом

Анонсированная губернатором Александром Бегловым реформа в сфере ЖКХ рискует провалиться еще на этапе подготовки. Подрядчики, провалившие уборку в прошлом сезоне, никуда не делись, новая техника закуплена пока только на бумаге, не хватает рабочих рук. Но самое главное – до сих пор не определена зона ответственности предприятий за уборку.

Дворы Санкт-Петербурга с 1 января 2023 года должны убираться по-новому. В идеале, на помощь подрядным организациям, которые должны заниматься уборкой территорий, придут государственные компании – то есть фактически должен произойти возврат к «советской модели» обслуживания граждан, живущих в многоквартирных домах. Вот только до сих пор никто не знает кто за что будет отвечать, где будут чистить дворы подрядчики, а где государственные компании и самое главное – кто вообще будет работать.

После провала снегоуборочной кампании прошлого зимнего сезона глава Жилищного комитета Олег Зотов довольно бодро раздавал интервью и обещал, что такого больше точно не повторится. Уборка снега, по мнению Зотова не рыночная история, а следовательно все должно контролироваться городом. Примерно тогда же и была анонсирована «коммунальная реформа».

Несмотря на то, что и Александр Беглов и вице-губернатор, отвечающий за коммунальное направление Анатолий Повелий еще год назад назвали предстоящие перемены «реформой сферы ЖКХ», Жилищный комитет Смольного от этого определения начал открещиваться – пресс-служба ведомства подчеркивает, что «реформа» — это когда старую модель убирают полностью, а вместо нее делают абсолютно новую. В Петербурге такого не будет. Предполагается, что подрядчики, которые работают по договорам с районами города, останутся на своих местах и будут и дальше получать средства из бюджета за ту «работу», за которой все петербуржцы и гости города наблюдали с декабря 2021 по март 2022 года. Однако на помощь придут государственные подрядчики — ГУЖА.

И с этого момента начинаются «непонятки». До сих пор в природе не существует никакой карты, которая бы делила зоны ответственности городских предприятий и тех самых (нужно сказать дорогостоящих) подрядных предприятий, работающих с городом по договору. По идее, ГУЖА должны забрать в зону ответственности территории муниципальных образований, однако если взглянуть на карту любого района Петербурга, то можно увидеть так называемое «лоскутное одеяло» что, где и кому принадлежит. Так, например, новостройки обслуживают управляющие компании, которые зачастую связаны напрямую с застройщиками, парковые зоны – ответственность комитета по благоустройству, бизнес-центры – отдельная история, дворы-колодцы – еще одна…

Таким образом город может столкнуться с ситуацией, когда в одном дворе будет работать 8 тракторов, а в соседнем – ни одного. Причем второе ближе к истине – достаточно вспомнить старт мусорной реформы 1 января 2022 года, когда контейнеры попросту перестали вывозиться по причине того, что никто не подготовил той самой карты с четким распределением зоны ответственности и распределения потоков мусора. И когда с мусорным оператором было практически все понятно – кто и за что отвечает, то в случае с распределением задач по уборке снега между районами, государственными, частными подрядчиками, а также на стыке интересов нескольких комитетов самого Смольного ответственного попросту будет не найти.

Еще один вопрос вызывает техника, которую закупает Смольный за бюджетные средства. Во-первых, еще не вся она поступила в распоряжение города – по контрактам поставщики могут доставлять ее до начала следующего. Во-вторых, до сих пор не ясно в какие районы все эти 1000 с лишним тракторов и самосвалов поедут и в чье распоряжение поступят – города или подрядчиков. Если предположить, что техника, закупаемая Смольным, будет передана в управление подрядчикам, то сложно объяснить стоимость закупок, которую публикуют районные администрации. Например выполнение работ по уборке внутриквартальных территорий Фрунзенского района только на январь 2023 оценены в 23,8 млн рублей, на февраль 2023 немногим меньше – 22,6 млн. Однако при этом в проекте контракта не содержится информации о том, что администрация будет передавать технику подрядчику, равно как не содержится и информация что заказчик должен сам предоставить технику. Содержится только норматив количества техники, но кто ее должен предоставить и обслуживать – не ясно.

Аналогичная ситуация и Василеостровском районе. Только на один МО «Остров Декабристов» выделено свыше 25 млн рублей но и тут остается открытым вопрос передаст ли подрядчику технику Администрация района и сколько Жилищный комитет этой техники выделит и выделит ли вообще.

Это только несколько примеров, которые бросаются в глаза. Самое главное, что до сих пор непонятно с этой техникой  -это кто будет на ней работать. Администрация Александра Беглова признает, что людей не хватает, поэтому провластные СМИ транслируют нарратив о престиже работы дворником, а на улицах города даже можно увидеть рекламу, приглашающую работников на новую снегоуборочную технику. Откуда за несколько недель у людей с улицы возьмутся опыт в объявлениях не сообщается. Но то, что у города сегодня острая нехватка людей – факт неоспоримый и Жилищный комитет это прямо подтверждает.

В итоге, проводя реформу, которая выпадает на разгар зимы, Смольный в очередной раз наступает на старые грабли. Реформа до конца не выстроена, а Смольный запутал не только подведомственные организации, отвечающих за уборку снега, но и жителей города, которые предстоящей зимой рискуют столкнуться не только со снежным коллапсом, но и с трудом найти того, кто ответственен за уборку снега.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...