Мистический Петербург на московской сцене: премьера «Пиковой дамы» в Театре Моссовета

«Пиковая дама» не нуждается в представлении и раскрытии главной идеи: со школьных лет нам известна эта мастерски написанная Пушкиным история погони за призраком богатства и упущенного вследствие этого счастья. Игорь Яцко, режиссер театральной версии повести, представил к 225-летию ее автора на моссоветовской сцене обманчивоклассический спектакль с прекрасной труппой, яркой музыкой и бодрой игрой. Однако, настоящим героем является растворенный в созданной атмосфере, суете персонажей и строгих, лаконичных декорациях «гений места» — обольстительный и одновременно суровый дух столицы Империи.

Вообще, надо сказать, что Александр Сергеевич «Пиковой дамой» и другими произведениями о Петербурге и места в нем обычного человека положил начало конструированию целого мифа о мистическом городе на Неве, безжалостно ломающем судьбы людей. По сути, Пушкин задал целый вектор и набросал множество деталей для своих как современников, так и последователей в изображении столицы Российской империи. Эта образность будет более выпукло и акцентированно представлена уже у Гоголя, у Достоевского, но в спектакле ощущется именно она.  Воспринимать, ли например, это как пасхалку от создателей спектакля, но Германн мечется по застуженному Петербургу в роскошной шинели, о которой наверняка мечтал Акакий Акакиевич. А сам мундир инженерного офицера как у главного героя «Пиковой дамы» будет носить молодой Федор Достоевский, пока не загремит на каторгу.  Ох, не зря сам Пушкин писал, правда по иному поводу, что «бывают странные сближения…»

Необходимо учитывать, что у повести очень плотный текст, и «наше всё» умел в своей прозе в двух-трех предложениях упаковывать максимум информации, которые приятно расшифровывать и интерепретировать. Игорь Яцко и автор инсценировки Роман Козырчиков расцвечивают короткую историю погони за тайной трех карт, погружая зрителя через музыкальные и вокальные номера того времени в очарование эпохи. Блесксветских салонов и игорных домов, где звучат романсы на стихи Пушкина и его друга, поэта-гусара Дениса Давыдова, оборачивается сумрачной готичностью ночных улиц Петербурга, и романтично-мистически настроенный и при этом очень рационально мыслящий немец Германн (Станислав Бондаренко) смотрится здесь классическим «черным человеком», олицетворением города. Прелестной иллюстрацией века восемнадцатого с его играми в парики, кюлоты и каблуки стали полные экспрессии парижские сцены еще молодой графини (Ксения Хаирова), получившей секрет трех карт из уст таинственного мистификатора графа Сен-Жеремена.

После этого флэшбэка, на сцене появляется постаревшая Анна Федотовна уже в качестве реликта прошлого, хранительницы тайны, ставшей частью петербургского мифа и личным манком для Германна. О роли старой графини Валентина Талызина мечтала давно, и спектакль в итоге явно создавался как её своеобразный бенефис. Безусловно Талызиной удалась на сцене искушенная умудренность и царственная усталость от треволнений и соблазнов жизни, но явно не хватало исходящего именно от нее какого-то количества энергии, которая бы элетризовала ситуацию вокруг ее героини и отношения с другими персонажами. Возможно, сыграл фактор премьерных показов, и в дальнейшем, когда спектакль наберет необходимый эмоциональный разгон, мы увидим прежнюю Валентину Талызину с ее бурным темпераментом и беспощадной язвительностью. Потому что роль старой княгини именно под ее характерность словнои создана!

И напоследок, хочется особенно отметить наполненную тревогой и саспенсом сцену игры перед финалом — она очень кинематографична. Мы знаем, что первые два тура Германн выиграет, но эпизод настолько филигранно поставлен и сыгран, что начинаешь по-настоящему «болеть» за него. Неудивительно, что Пушкин, добивавшийся именно такого проникновенного психологического эффекта, с удовольствием отмечал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде, игроки понтируют на тройку, семерку и туза».

... ...