Новый законопроект ГД запретит комбинатам занижать цены на организацию школьного питания

В Госдуме намерены изменить правила проведения тендеров на организацию школьного питания. В результате комбинатам может быть заблокирована возможность получения контрактов за счёт неоправданного занижения цен для получения контрактов, из-за чего снижается качество закупаемых продуктов. С применением подобного приёма в начале года комбинат «Артис-детское питание» получил 25 контрактов со школами Колпинского района.

В Государственной думе начали подготовку законопроекта, который может фундаментально изменить рынок школьного питания в Санкт-Петербурге. Депутаты намерены изменить систему проведения гостендеров по распределению контрактов на организацию питания в детских садах и школах. Главной целью нового законопроекта указывают повышение гарантии поставок безопасного и качественного детского питания, а также расширение прав заказчиков.

Среди основных предложенных изменений зампредседателя Госдумы Ирина Яровая выделила смену приоритетов с цены на качество предоставляемых операторами питания услуг.

«Для того, чтобы обеспечить детей качественным питанием, необходимо обеспечить качественную закупку продуктов питания. Исходя из этого, предлагаю, вопервых, уточнить требования законодательства, конкретизировав, что для питания детей в школах, детских садах, детских больницах, лагерях и других детских организациях качество и безопасность детского питания должны стать первоочередными требованиями при госзакупках в перечне критериев», — рассказала Яровая.

В настоящее время контракты на школьное питание распределяются через конкурсы с ограниченным участием. Они проводятся в два этапа. Сперва проводится квалификация, в рамках которой комиссия оценивает деловую репутацию претендентов и качество предоставляемых услуг, а затем проходит аукцион на понижение, в ходе которого участник предлагают свои варианты цены контракта.

За каждый этап компаниям присуждаются баллы, всего участник конкурса может получить 100 баллов. Но сейчас система выстроена таким образом, что за качественный этап присуждается только 40 баллов, а за аукцион 60 баллов. При этом за этап квалификации все участники конкурса могут получить как максимум балов, так и минимум, а за аукцион компания, предложившая самую низкую цену, всегда получает полные 60 баллов. В результате участник может полностью провалить качественный этап, но всё равно получить контракт, если предложит достаточно низкую цену.

Некоторые петербургские комбинаты школьного питания используют подобные методы в своей деятельности. Ранее мы неоднократно рассказывали о комбинате «Артис-детское питание», который для массового получения контрактов на организацию школьного питания в Санкт-Петербурге пользуется именно таким методом. Компания уделяет минимум внимания квалификации и идёт на радикальное занижение цен.

Так, в начале года комбинат «Артис-детское питание» получил контракты со всеми 25 школами Колпинского района. Для этого занижение стартовой цены аукционов достигала 41%. А в Приморском районе «Артис-детское питание» довёл этот показатель до 64%, а в Калининском районе комбинат пытался снизить цену на 75%, но конкуренты, в лице компании «Альфа-провиант», также пошли на занижение цены и выиграли тендер за счёт победы на квалификационном этапе.

При этом стоимость контракта напрямую влияет на себестоимость школьных обедов. Начальная стоимость тендеров рассчитывается на основе рекомендованной правительством цене, в 2021 году она составляет 173 рубля за один комплексный обед. В эту сумму заложены стоимость продуктов, зарплаты поваров и других сотрудников, логистика, налоговые выплаты и прочие затраты комбината. Из-за занижения цены комбинатами этот показатель снижается, вплоть до абсурдных значений.

В школе №573 Приморского района, стоимость контракта с которой «Артис-детское питание» занизил на 64%, себестоимость комплексного школьного обеда составила 62 рубля. Как на эти деньги можно организовать полноценный обед для ребёнка, соответствующий всем требованиям СанПиН, вопрос, ответа на который «Артис-детское питание» не даёт. Этот нюанс также хотят учесть в новом законопроекте.

«Это принципиально важно, потому что искусственное занижение цены приводит к тому, что на эти средства закупить качественный товар просто невозможно», — заявила Яровая.

Если итоговый проект закона действительно изменит систему госзакупок в сфере школьного питания, то таким компаниям, как «Артис-детское питание» придётся искать новые методы для сохранения своих позиций на рынке. Но отметим, что выделять достаточные для качественного питания средства недостаточно, необходимы инструменты и для контроля за их распоряжением.

Тут вновь показателен пример «Артис-детское питание». Радикально снижать цены комбинат начал только в 2020 году, ранее он действовал ровно наоборот. Ещё в декабре 2019 года Федеральная антимонопольная служба выявила «Колпинский картель», в состав которого входил комбинат «Артис-детское питание» и ещё семь поставщиков. Они по договорённости участвовали в торгах, создавая иллюзию конкуренции, что позволяло компаниям получать контракты уже по завышенным ценам. На что тратились полученные таким образом дополнительные денежные ресурсы не известно.

Тем не менее, предлагаемые депутатами Госдумы изменения в законодательстве внушают оптимизм. Будем надеяться, их петербургские коллеги из Заксобрания перестанут игнорировать проблемы на городском рынке школьного питания и также предложат свои варианты их решения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...