В Петербурге пересмотрят систему госзаказов на организацию школьного питания

Крупный комбинат в Санкт-Петербурге «Артис-Детское питание» через 2 года рискует остаться без контрактов на обслуживание школ и детсадов, если в систему госзаказов будут внесены меры по борьбе с демпингом цен и отсутствием должной конкуренции.

Сфера социального питания в Петербурге за последние годы столкнулась с множеством проблем, связанных с работой частных комбинатов. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с 2017 года выявило шесть сговоров на рынке между поставщиками, что сделало сферу соцпитания самой картелизированной в экономике Северной столицы. О наличии проблем при заключении контрактов и их реализации в интервью «ДП» высказался глава комитета по госзаказу Петербурга Александр Жемякин. Предложенные им нововведения могут лишить некоторые частные комбинаты выгодных контрактов, полученных во многом за счет демпинга цен.

Демпинг и отсутствие конкуренции на рынке соцпитания Петербурга

Глава комитета сообщил, что доработке должна быть подвержена система госзакупок в сфере социального питания. Озвученные Жемякиным предложения позволят избавиться от множества проблем при участии комбинатов питания в тендерах и существенно улучшить положение дел в отрасли. Одним из главных нововведений может стать изменение критериев оценки комбинатов, подавших заявки на участие в торгах на организацию питания в школах и детсадах.

По словам Жемякина, комитет по госзаказу провел анализ петербургских контрактов с сильно сниженными ценами относительно начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Причем внимание специалистов было сосредоточено только на одной сфере – социальном питании. По мнению главы комитета, в случае внесения изменений в постановление правительства, устанавливающее критерии оценки заявок от компаний, можно избавиться от проблемы «мегадемпингеров».

«Выясняли, что если бы в постановлении правительства, которое устанавливает критерии ценовых и неценовых отборов, поменять соотношение с 60:40 на 40:60 (то есть увеличить вес неценовых критериев), то даже мегадемпингёры не смогут выиграть только за счёт цены», — сообщил Жемякин.

Другой немаловажной проблемой глава комитета назвал отсутствие должной конкуренции. Ведь сейчас в борьбу за победу на конкурсе с ограниченным участием вступают поставщики, которые обладают определенным опытом. И если компания могла выполнить 100 контрактов на сумму 1 млн каждый, нельзя говорить, что ее совокупный опыт составляет 100 млн рублей, пояснил Жемякин. Действующее законодательство позволяет зачесть только один контракт, поэтому даже столь опытный и зарекомендовавший себя в менее крупных контрактах поставщик не имеет правовых возможностей вступить в борьбу за более крупный тендер.

Предлагаемые Жемякиным меры, направленные на внесение изменений в систему госзакупок, внесут существенные коррективы в работу частных комбинатов питания, которые уже были замечены в демпинге и нарушении антимонопольного законодательства в рамках создания конкурентной среды. К примеру, серьезныепроблемы с получением новых контрактов на поставки питания в школы и детские сады может получить «АртисДетское питание». Ведь комбинат неоднократно был замечен СМИ в серьезном снижении НМЦК ради достижения победы.  

«Артис» может остаться без контрактов

Озвученная Жемякиным проблема демпинга цен при заключении контрактов в Петербурге проявилась наиболее остро в 2021 году при участии «Артис-Детское питание» в конкурсах в Колпинском районе.

«Артис» заключил контракты на организацию питания в Колпино не только с комитетом по госзаказку, но и с администрацией. Напомним, согласно законодательству, в контрактах с НМЦК свыше 40 млн заказчиком выступает комитет, который и контролирует закупку. В случае, если контракт стоимостью от 3 до 40 млн – полномочия по определению поставщика берет на себя администрация. В контрактах, где НМЦК не достигает 3 млн рублей – с поставщиком договаривается непосредственно руководство образовательного учреждения.

При рассмотрении заключенных «Артисом» контрактов выяснилось, что в каждом отдельно взятом случае комбинату пришлось существенно снижать НМЦК, чтобы одержать победу. К примеру, в одном из двух тендеров для школ Колпинского района с начальной ценой более 106 млн рублей комбинату пришлось снизить цену на 21%, а для победы во втором тендере – на 41%.

Существенный демпинг цен в закупках, где заказчиком выступил комитет по госзаказу, меркнет при рассмотрении тендеров, которые «Артис-Детское питание» заключил напрямую с администрацией. СМИ ранее сообщали, что в нескольких контрактах с администрацией Колпинскогорайона снижение цены составило 60%.

Мотивацией для столь серьезного демпинга со стороны комбината являются низкие баллы по неценовому критерию отбора, и в частности, «деловой репутации». Для сравнения, конкурент «Артиса» на торгах «Торговый дом «Ленинградский» набрал на приведённых в пример торгах 25 «качественных» баллов, в то время как «Артис» довольствовался лишь 16 баллами. Но процентная незначительность «неценового» критерия все равно привела к победе «Артис». Жемякин в интервью сообщал, что данный аспект торгов является наиболее важным для решения проблем с демпингом. На данный момент приоритет при рассмотрении заявок делается в сторону ценового критерия, как принято в процентном соотношении 60 на 40. Однако в Колпино данное соотношение было и вовсе 70 на 30, что подтверждает конкурсная документация.

Другими словами, участник, предложивший достаточно низкую цену, фактически гарантирует себе победу. В случае изменения системы госзакупок приоритетом будет пользоваться неценовой критерий, включающий в себя опыт компании на рынке, оснащенность трудовыми и техническими резервами, деловую репутацию и прочее. В таком положении «Артис-Детское питание» рискует остаться в будущем без контрактов, если продолжит придерживаться тактики с занижением цен на торгах.

Внедрение новых мер, направленных на улучшение организации питания в образовательных учреждениях Петербурга, позволит сделать упор на качество, а не на финансовую выгоду. Ведь от действий таких «демпингеров» как «Артис-Детское питание» сфера социального питания в Северной столице сталкивается и с другими проблемами, выступающими звеньями одной цепи. К примеру, существенно сниженная стоимость НМЦК в контрактах привела к тому, что дети получают еду не по рекомендованной правительством цене за порцию в 173рубля, а вынуждены довольствоваться обедами за 62 рубля, что сопоставимо по цене с лапшой быстрого приготовления. Вот только родители, чьи дети не входят в льготные категории, платят за такие обеды всё те же 173 рубля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...