«Деревенский классик» Василий Шукшин вновь завоевал петербургскую сцену

Сразу в двух петербургских театрах – репертуарном Молодежном на Фонтанке и в камерном — «Палитре» в Доме Шредера на Петроградской набережной в этом сезоне показывают деревенских «чудиков» из рассказов Василия Шукшин. При всем разнообразии петербургской театральной жизни, изобилующей классическими постановками и авангардом, на душевного «русского деревенщика» обратили внимание, пожалуй, впервые за много лет. Зрители оценили, раскупив билеты.


Простые, трогательные, смешные и очень самобытные, такие рассказы могли родиться только после детства и юности в русской, в данном случае — в алтайской деревне, откуда Шукшин был родом. Хотя с 1960-х годов, когда рассказы написаны, минуло более полувека, и Василий Макарыч успел попасть в школьную программу вместе с Астафьевым и Распутиным, шукшинские герои «домобильной» эры снова трогают сердца. В том числе и театральных зрителей.


В Молодёжном театре на Фонтанке спектакль именитого Семена Спивака так и назвали — «Обыкновенные чудики». На сцене очень молодые актеры, даже в возрастных ролях, так как сам спектакль родился из студенческой постановки. О недавнем «ученичестве» артистов напоминает и подзаголовок «Этюды о светлых людях». Эта «несвоевременность» и душевность спектакля оказалась как никогда кстати: шукшинские, только на первый взгляд легкие сюжеты отвлекают и от тревожных новостей, и от городской суеты, дают взглянуть на нашу полную проблем жизнь свежо, по-новому. Ключевая история — о неуместном и странном в городе госте: деревенском «чудике» — родственнике из села, который вечно всему дивится, воспринимает жизнь как чудо и хочет и сам деятельно делиться этим восторгом и любовью. Но получается неловко, хотя и искренне. «Чудик» источник вечной досады окружающих. Например, от души раскрасил-расписал, как у себя в избе, дорогую «импортную» детскую коляску, чем вызвал гнев невестки. Он умиляет, но и заставляет задумываться: не пора ли и зрителю оторваться от мобильника, увидеть мир своими глазами, вспомнить. Как это – удивляться, обуздать свой оголтелый консьюмеризм и «вернуться к истокам».
В Молодежном театре на спектакле по шукшинским произведениям много поют и играют на музыкальных инструментах. Не менее важна музыка и на «шукшинском» спектакле в «Палитре» который тоже назван очень душевно и радостно: «Здравствуйте, люди!».


В «Палитре» виртуозный баян в руках Артема Третьякова, одиннадцатикратного лауреата Всероссийских и международных «Дельфийских игр», полноправный и не менее выразительный участник действия наряду с актерской игрой и «сельскими» декорациями. Его в полном смысле слова живая музыка начинает звучать еще до начала представления, в холле, пока зрители собираются и осматривают интерьеры старинного особняка Шредера, где расположился и, без преувеличения, расцвел новый камерный театр.
Благодаря бурной энергии, юмору и динамике, похожий местами на импровизацию «деревенский» спектакль в его петербургском изводе оказался интересен зрителям всех возрастов, а знакомые всем мелодии придают действию яркий колорит. Актерский состав «Палитры» более возрастной — за 40 и даже за 60 спектакль на восемь актеров, есть возможность поразиться волшебству театральных метаморфоз. На сцене в разных ролях и сам режиссер Владимир Сабельфельд.


«Здравствуйте, люди!», при всей его легкости, четко структурирован и играет тонкими материями настроения — от игривого до лирического, от сентиментального до философского. История русской деревни, где в судьбах героев чувствуются отзвуки недавней страшной войны, но и цветет молодая любовь, откуда выросшие дети уезжают, оставляя своих стариков «век вековать», становится на сцене как будто вневременной, вечной. В спектакле воплотились четыре рассказа: «Мужик Дерябин», «Бессовестные», «Степкина любовь» и «Чудик» — четыре человеческие истории, в которых, как всегда у Шукшина, один главный герой — загадочная русская Душа.


Сейчас в репертуаре «Палитры» выросшей из театра-студии каких-то пять лет назад и окрепшей именно за последний год, уже два «деревенских» спектакля. Один из них — комедийный «сборник» по произведениям Шукшина и другого знаменитого деревенщика Вампилова, с игривым названием «Восхитительные истории парикмахера Наконечникова».
Так как на майский спектакль билеты в небольшой зал распроданы подчистую, его и покажут, и «на бис» под самое закрытие сезона, в конце июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...