Ход «Королевы-матери»: новая остропсихологическая роль Людмилы Максаковой на вахтанговской сцене

«Королева-мать» — абсолютно новый спектакль на вахтанговской сцене в сложившемся тандеме режиссера Сергея Яшина и примы театра Людмилы Максаковой, который вновь обращается после совместного «Мастер-класса» к теме фатального жертвоприношения личности. Если предыдущая их постановка была посвящена исследованию того, чем жертвует человек ради искусства на примере эпизода из биографии мировой оперной дивы Марии Каллас, то теперь перед зрителями развернется история знакомая каждому – взаимная жертвенность матери и сына по отношению друг к другу и их обоюдное при этом непонимание…
В несколько мистическом, наполненном метафорическими образами и воспоминаниями пространстве, в которое превратилась обычная итальянская квартира, идет непрекращающаяся дуэль сына и матери.

Герои пьесы Марио Сантанелли — престарелая Реджина, царящая в своем небольшом мире, и ее постоянно рефлексирующий из-за своей нереализованности в жизни сын Альфредо – априори любят, но постоянно при этом больно ранят друг друга. Для матери, живущей созданным и превозносимым всегда в превосходных тонах образом умершего супруга, тяжело видеть неприкаянность и душевный раскол сына, а тот в ответ на упреки раздражителен до агрессии и желчен до ненависти. Взаимные обвинения чередуются с примирениями, когда казалось бы двум родным людям не хватает самого малого, чтобы по-настоящему простить друг друга, но начинается новый виток противостояния, и груз прошлого затягивает обоих в бездонную воронку обид.
Подобное острое психологическое размышление от двух прекрасных исполнителей, усиленное сценографически, делает спектакль по-настоящему вневременным.

Мятущийся в образе сына Владимир Логвинов создает прекрасный дуэт с поразительно звонкой и неутомимо энергичной королевой сцены Людмилой Максаковой: сразу при этом вспоминается их совместная игра без слов в «Войне и мире», когда они лишь несколькими жестами и взглядами рассказывают зрителям целую историю взаимоотношений между их персонажами. В «Королеве-матери» же напротив, диалогов много, все они сочные, хлесткие, наполнены экспрессией. Но при этом нет очевидной итальянской карикатурности. Лишь иногда, чтобы оттенить общую внутреннюю трагичность включается этническая фантасмагоричность мышления. «Королева-мать» звучит как предостережение и как обращение: побуждает задуматься над собственной жизнью и допущенными ошибками.

Философски глубокое размышление о родителях и детях рассказывается просто, но с огромной теплотой, безусловным источником которого является Людмила Максакова, исполнительница главной женской роли, а также главный вдохновитель этой постановки. Можно конечно «Королеву-мать» громко назвать ее личным манифестом, но в определенном смысле это ее послание, желание поделиться мудростью.

Оттого она столь спокойно осадила эпатаж Станислава Садалького во время премьерного спектакля, а в ответ на комплимент от журналистов после премьеры, что она находится в великолепной форме и как актриса, и как женщина, последовал мгновенный, наполненный по-королевски утонченной самоиронией ответ: «А мое содержание, значит, вам не нравится?» Браво! Поэтому-то при всех очевидных режиссерских и сценографических достоинствах спектакля, но только ради того, чтобы увидеть это непреходящее мастерство легенды русской театральной сцены, ощутить ее неиссякаемую, какую-то молодую энергию таланта в личной интерпретации вечной темы отношений матери и сына, и стоит увидеть «Королеву-мать»!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...