Музей-квартира Зощенко распахнет свои двери после ремонта в конце июля

Во вторник, 25 июля, после почти месяца летнего простоя основная площадка Литературного музея «ХХ век» снова откроется для посетителей. Впрочем, пока основной музей был закрыт, культурная жизнь вокруг него все равно била ключом: «с удвоенной силой» проводились пешеходные экскурсии по Невскому, а главное заработала новая выставочная локация в Большом Гостином дворе. Обо всем этом музейщики подробно рассказывают в своих соцсетях.


Новая выставка в «Гостинке» под названием «Ловцы снов», посвященная литературным объединениям ХХ века, открылась в июле. Здесь можно час или даже дольше тыкать в интерактивные экраны и рассматривать концептуальные стенды с портретами и цитатами о самых громких, звездных именах литературной жизни Петрограда-Ленинграда: Ахматовой, Блоке, Зощенко, Шварце, Андрееве, Грине и Маршаке, Горьком и Хармсе, Маяковском и Лохвицкой (Тэффи), Заболоцком и Хлебникове (см фото).
Есть на новой площадке не только броский, дизайнерский, не всегда понятный без экскурсии, но и вполне традиционный музейный формат. Отдельный зал отдан под витрины с личными вещами из кабинета писателя Николая Заболоцкого (он жил в том же писательском доме, что и Зощенко), и его машинописным автографом «История моего заключения».


Новая экспозиция в Гостином дворе – своеобразная витрина и продолжение музея в «писательском доме» на Малой Конюшенной. Теперь, когда и он наконец будет открыт после ремонта, можно побывать за раз на обеих площадках. Выйдя из Гостиного двора, можно пересечь Невский, перейти канал Грибоедова по Итальянскому мосту и, поплутав немного, найти все же комнаты Зощенко в квартире №119 на третьем этаже, с которых музей когда-то начинался.


Эта маленькая экспозиция тоже пользуется неизменным вниманием читающей публики, хотя доступна посетителям уже больше тридцать лет, с 1992 года. Вход в музей в светло-терракотовой исторической пятиэтажке «Писательского дома», отмечу, будто специально чтобы запутать незадачливого «гостя Петербурга», не с Конюшенной, а с прилегающего к набережной канала Чебоксарского переулка. Далее – при виде мемориальной доски и красной музейной таблички –надо подняться на третий этаж.
Дизайнерские стенды, похожие по стилистике на новые музейные залы «Гостинке», тут присутствуют лишь на лестнице. Сама квартира Зощенко — будто колба с драгоценным «замершим временем». Экскурсоводы не забывают подчеркнуть, что она едва ли не единственный дом-музей в Петербурге, где, несмотря на бури ХХ века, полностью сохранилась оригинальная обстановка. Хотя музей здесь открыли только спустя 38 лет после смерти «великого мастера юмора и иронии».


Даже таким музейным пространствам, как оказалось, нужен ремонт. К счастью, теперь он благополучно завершен и самые упорные из любителей литературы снова будут проходить квест в поисках заветной квартиры.


Но даже если вы уже были в музее у Зощенко, стоит заглянуть сюда вновь, чтобы убедиться, что все на своих местах. Простые, но выразительные детали писательского быта, включая печь-голландку и мебель карельской березы, хранят память места. Круглые очки образца 1930-х, которые присутствовали на портретах писателя и в детских книжках, и в учебниках литературы, начиная с 90-х, тоже на прежнем месте, у черной пишущей машинки. Будто хозяин вот-вот вернется, наденет их и снова застучит по круглым клавишам…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...