Африка преодолевает вековой гнёт через искусство: Санкт-Петербург наполнился африканской культурой

Африканские художники преодолевают наследие колониализма творческим порывом

Мусорный пластик, макулатура, переработанный текстиль и даже гильзы от пуль превратились в актуальное искусство африканского континента, представленного в петербургском ЦВЗ «Манеж». На выставке «Перевернутое сафари», открытой ко второму саммиту «Россия-Африка», можно увидеть более трехсот работ как африканских, так и российских художников, рассказывающих о новом восприятии Африки. Зрителю открывается панорама многоликого современного африканского искусства. в котором отражены все его основные художественные течения за последние 60 лет, минувшие с обретения странами Африки независимости.


Судя по всему, полностью освободиться от тяжести колониального наследия, бедности и следов необузданного потребления, Африка сможет нескоро. Многие экспонаты свидетельствуют о процессе переосознания и преодоления западного гнёта и ориентированы на отображение экологических проблем. И дело не только в том, о чем эти яркие портреты, абстракции и инсталляции. Важно — из чего они сделаны. Художники уже своим методом работы, материалом произведений кричат о том, что их родная Африка не по доброй воле оказалась мусорным полигоном западного мира.


И на первом этаже экспозиции, но особенно – на втором, работы объединяет использование бывших в употреблении материалов: картона, бумаги, текстиля, пластика, а также предметов вторичного функционала. Один из авторов, Аристид Куамэ из Кот д’Ивуара, использует собственноручно найденные на пляже шлепанцы и создает из них портреты. На одном из них – легендарный Нельсон Мандела, на других – безымянные, но не менее выразительные подростки «с нашего двора».


Тоже ивуариец — Дезире Муну Коффи, удивляет зрителя, создавая чувственные женские образы и прочие полотна из частей старых кнопочных телефонов. Так он пытается раскрыть проблему ввоза в Африку нелегальной техники, уже отработавшей свое в «первом мире». Материалы для работ он находит на улице, на свалках, а теперь, когда художник обрел международную известность, их уже целыми сумками приносят прямо в его мастерскую. «Хватит выбрасывать вещи. Принесите их мне, и мы сможем с ними поработать!» — призывает сам художник. На его произведениях на выставке можно заметить QR-код, который ведёт прямо на сайт Коффи, где говорится о проблеме электронного мусора и его творческом методе…


Еще несколько авторов выставки, в том числе Ну Баретто, создали свои актуальные интерпретации идеи африканской маски. Именно маски уже не одно столетие, со времен первых колонизаторов, стали в создании европейцев типичным произведением безымянного африканского искусства. Выставка же призвана сломать эти стереотипы и специально дает зрителю возможность сопоставить богатое собрание старинных масок (большинство из них — из коллекции Фонда Поленова) и эпатажную, местами ироничную трактовку идеи мистического артефакта. Несмотря на внешние различия, глубинное родство угадывается именно в материале: во все времена художники берут его в своей среде обитания. Но это больше не ценное дерево, а «мусор»: папье-маше, кольца для штор, проколотый мяч, подошвы шлепок и резиновые перчатки.


Среди самых примечательных объектов выставки – стальной трон из военных артефактов: пуль, гранат, ракет, автоматов Калашникова – созданный художником из Мозамбика Гонсалу Мабундой. Произведение столь же самобытное, сколь и устрашающее, антивоенное. Художник, кстати, большая «звезда» мирового арт-сообщества, завсегдатай биеннале в Венеции. Неудивительно, что этот трон попал на выставку в Петербурге прямиком из Италии, ведь ее куратор, как ни удивительно, итальянец — Алессандро Романини, один из ведущих мировых специалистов по африканскому искусству.
Оказывается, вслед за ним в Петербург приехало немало экспонатов на африканскую тематику из частных итальянских коллекций, и как признался сам Романини, «под честное слово», что вернутся. Политика — политикой, а жизнь в культурном сообществе не останавливается, течет поверх барьеров, и, очевидно, в верном направлении.


«В целом африканское искусство гораздо свободнее, чем более привычное нам западное… от социологических, философских и критических рамок. Африканские мастера используют множество повседневных, подручных предметов, а так же прибегают к различным техникам и методам исполнения», – объяснил концепцию в одном из интервью Алессандро Романини. На его взгляд, главная идея выставки — именно освобождение, избавление от оков рабства и прежних предрассудков об Африке и ее искусстве, а то, как презентуются эти идеи – уже вторично…


Эксцентричные материалы и смелое нажатие на «болевые точки» континента при этом лишь подчеркивают многоцветие африканского искусства, его оптимизм и открытость миру. С выставкой «Перевернутое сафари» петербургские зрители еще успеют познакомиться и по окончании саммита. Она будет открыта в «Манеже» до 3 сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

... ...